Когда мы говорим о лицемерии, мы обычно имеем в виду других. Тех, которые обманывают нас, создавая образ человека, которым не являются. И тем самым приносят нам, так или иначе, ущерб – вынуждают принимать неверные решения, разрушают наши планы, омрачают нашу жизнь неприятностями, разочаровывают нас и отнимают у нас нашу веру в человечество.
Часто можно слышать мнение о том, что не стоит рассчитывать на других и слишком доверять другим. Не очаровывайтесь, мол – не придется и разочаровываться. Но, к сожалению, это так не работает.
Потому что живем мы в обществе и являемся социальными существами. Человеческая речь, собственно, и развилась потому, что, в отличие от других животных, человек мог выжить, только взаимодействуя и сотрудничая с другими людьми. Чем лучше развита речь и навыки речевой коммуникации – тем успешнее и эффективнее то самое взаимодействие.
Любой хороший экономист вам скажет, что вся мировая экономика, все рынки основаны на доверии – торговать, заказывать, производить, дистрибутировать, рекламировать без базового доверия невозможно. У нас принято дурным словом вспоминать 90-ые. Так вот самое плохое и деструктивное в этих 90-х было именно отсутствие доверия. А без доверия цивилизованно рынок развиваться просто не может, может только такими малозаконными методами, о которых мы все знаем.
Поэтому рассчитывать на других мы, так или иначе, все равно будем, и лицемерие нам в этом не помощник, а, прямо скажем, враг. Да и если даже не рассчитывать ни на что, кроме обычного невмешательства в твои дела, которое часто считают бытовой порядочностью, ты рано или поздно проиграешь.
Потому что – ну какие самые распространенные виды лицемерия вы знаете? Это когда человек долго притворяется тихим и добреньким, а потом раз – и удар тебе под дых или, еще хуже, в спину. И ты лежишь, хватаешь ртом воздух и думаешь – ну как же так?
Но чем опасно, когда лицемерят не другие, а мы сами? Когда мы сами притворяемся людьми, которыми не являемся. Мы вроде не со зла это делаем и ничего плохого не замышляем. Мы вообще, как правило, лицемерим ради самосохранения. Привыкли так с детства. Чтобы не наругали нас, не побили, без мультика и аттракционов не оставили. Чтобы ипотеку продолжать платить, чтобы мама не плакала, чтобы подруга не обиделась.
Что же в этом плохого?
Плохо в этом то, что если долго носить какую-то маску, то она прирастает. Мы получаем от мира ответы только на те сигналы, которые посылаем. И, соответственно, получаем не по тайному нашему запросу, а по тому, который демонстрируем.
Например, притворяемся, что нам хорошо живется в роли домохозяйки с детьми, а втайне мечтаем ходить в лодочках в офисе. Вселенная считает именно внешний запрос и обеспечит нас всеми атрибутами домохозяйки. И то, что живем мы совсем не своей жизнью, нам станет понятно в один прекрасный день, когда мы будем сидеть у песочницы в джинсах и замызганных кроссовках. И думать о том, как же нас достали эти кроссовки и как нам хочется в офис на лодочки.
Хочется – но никак не получается. Потому что слишком долго притворялись. Слишком долго играли роль. И сами не заметили, как превратились в того, кем хотели казаться.
Стремление прежде всего казаться, а не быть, приносит горькие плоды. Мы не получаем помощь, в которой нуждаемся, потому что все считают нас сильными, не добиваемся богатства и славы, потому что притворяемся, что нам они не нужны. Не получаем любви и заботы, потому что изо всех сил транслируем вовне о своей независимости и самодостаточности.
Вселенная, если и не добра, то весьма отзывчива, и охотно дарует нам то, в чем, как мы заявляем, мы нуждаемся. И если мы добиваемся власти, чтобы затем посредством этой власти заставить людей нас любить, мы, конечно, власти добьемся. И люди даже будет делать вид, что любят – ну, потому что тоже ипотеки, да.
Но на самом деле любить не будут, хотя это и был наш главный запрос.