Найти в Дзене

Все мы родом из детства: "Высокий замок" С. Лема

Сегодня хочу рассказать об автобиографическом романе Станислава Лема "Высокий замок". При огромном внимании читателей к его фантастическим произведениям, давно вошедшим в ряд признанной классики жанра, данное произведение обходится стороной. И это можно понять. И всё же, думаю, что поклонникам этого автора стоит ознакомиться с этим трудом Лема. Данное произведение Лема на общем фоне автобиографической литературы очень выделяется. И дело даже не в том, что этот текст позиционируется, как автобиографический роман. Тут дело в особой подаче, особом настроении, особой атмосфере и самой цели написания. Станислав Лем практически сразу говорит о том, что целью написания данного произведения является попытка найти ответ на вопрос "каким ребенком я был?". Но, помимо этого, он анализирует сам процесс взросления, много размышляет на тему "теории ребенка", пытается понять мотивы поступков и удивляется тому, насколько ребенок более "отзывчивый инструмент", чем его взрослый вариант. Он идёт от самых

Сегодня хочу рассказать об автобиографическом романе Станислава Лема "Высокий замок". При огромном внимании читателей к его фантастическим произведениям, давно вошедшим в ряд признанной классики жанра, данное произведение обходится стороной. И это можно понять. И всё же, думаю, что поклонникам этого автора стоит ознакомиться с этим трудом Лема.

Станислав Лем, фото из открытых источников
Станислав Лем, фото из открытых источников

Данное произведение Лема на общем фоне автобиографической литературы очень выделяется. И дело даже не в том, что этот текст позиционируется, как автобиографический роман. Тут дело в особой подаче, особом настроении, особой атмосфере и самой цели написания.

Станислав Лем практически сразу говорит о том, что целью написания данного произведения является попытка найти ответ на вопрос "каким ребенком я был?". Но, помимо этого, он анализирует сам процесс взросления, много размышляет на тему "теории ребенка", пытается понять мотивы поступков и удивляется тому, насколько ребенок более "отзывчивый инструмент", чем его взрослый вариант. Он идёт от самых своих корней, с первого осознания себя до окончания гимназии, т. е. по этапу полного становления личности.

Станислав Лем в юности, источник - https://ibudzdorov.ru/znamenitosti/stanislav-lem.html
Станислав Лем в юности, источник - https://ibudzdorov.ru/znamenitosti/stanislav-lem.html

Очень интересны его размышления о первых годах, так как именно там происходят все главные открытия: осознания себя, как части мира, первые поступки, продиктованные не только надобностью или какой-то потребностью, но и неосознанные, совершенные по какому-то импульсу, которому и теперь невозможно найти объяснение, первые модели своей вселенной, сформированные воображением и сюжетами первых детских книжек. Лем старается не просто записать свои детские воспоминания, рассказать о событиях, местах, важных для него вещах, людях, но и по-возможности показать, какие мыслительные и эмоциональные процессы запускались в той или иной момент. Он называет это "подфилософией" или "предмышлением". Интересный момент, так как всё, что возникает в голове, основано лишь на крупицах совсем мизерного жизненного опыта. Лем попытался предоставить слово "неискушенному ребенку", который проходит "шахматную доску памяти" по запланированному направлению от самого раннего детства к взрослению, останавливаясь на определенных моментах, делая акценты на определенных вещах, погружаясь в глубокие размышления и философствуя.

Это путешествие в прошлое не похоже на иные произведения о детстве. Обычно рассказы о своих детских годах преподносятся с бОльшей эмоциональностью. Или с нотками ностальгии. Или с какой-то светлой грустью по чему-то безвозвратно утраченному. У Лема же нет каких-то ярких красок, лишь в редких эпизодах внезапно встречается сильный эмоциональный отклик из прошлого, но и это больше угадывается и отдается в душе читателя, нежели в тексте. Удивительно, но эмоциональные всплески у Лема идут не от самих воспоминаний, сколько от размышлений на тему, ими вызванных. Один спич ближе к концу о гимназическом обществе, педагогике и влиянии на становление человека чего стоит. Это тот самый случай, когда мысль, зацепившись за какой-то "крючок" в потоке воспоминаний внезапно разгоняется и включает не только механизмы сухого анализа, не предвзятого взгляда как бы со стороны, но и цепляет этическую составляющую, добирает моральное состояние и запускает поток сознания, выпускающий в итоге сильную эмоцию. И тут идут достаточно образные, но чётко попадающие в цель сравнения, такие как, например, что время является "враждебным чудовищем, противным природе человечества". Или о своем пребывании в гимназии - он "был мышью, а общество делало всё, чтобы с помощью педагогики превратить его в человека". Или о том, как пространство сокращается по мере того, как уходят годы. И отдельно стоят руины Высокого Замка, как некий символ хоть какой-то свободы от условностей, правил, бесконечного "надо".

Но если вернуться к вопросу, а каким же ребенком был Станислав Лем, то откинув философские размышления писателя, его самокритичность и попытку личного психоанализа себя ребенка, мы видим маленького интроверта, одинокого, но редко тяготившегося своим одиночеством, так как он был "вещью в себе". Мы видим ребенка, который сам придумывал себе занятия, часто довольно разрушительные и даже опасные, а в более старшие годы увлекшийся изобретениями, электричеством, коллекционированием. Мы наблюдаем, как в один момент он утонул в чтении, глотая всё подряд от классики до научной литературы. Ребенка нам показали со всех сторон и дали сделать собственные выводы, а также предоставили возможность поразмышлять над поднятыми вопросами "теории ребенка".

И всё же мне не хватило тут красок и эмоций. Всё серо. Даже описания старого Львова не трогали, как и перечисление предметов интерьера родного дома писателя, вещей, что были для него важны и навсегда остались в памяти, как дедушкин сундук или заводная птичка. Задача была другая, вот в чем дело. Не показать читателю своё детство во всех его эмоциональных красках, а поразмышлять, изучить себя-ребенка и процесс формирования себя взрослого из него. И проложить дорожку из детских увлечений к своему Высокому Замку - творчеству.