Только что в Казани произошла ужасная трагедия, которая не могла оставить равнодушными жителей Казани и не только их. Произошла стрельба в одной из школ Казани, есть погибшие и раненые.
В социальных сетях, мессенджерах началась паника, эмоции зашкаливают. В связи с этим дам информацию, которой может как раз сейчас не хватает людям т которая поможет понять, как вести себя.
Расскажу, как человек знакомый с организацией работы в такой ситуации и со стороны правоохранительных органов, и со стороны психологической организации.
*
В Казани сейчас введён режим КТО (контртеррористическая операция). В связи с этим усиливается охрана школ. Школы в Казани становятся самым безопасным местом в городе. Смысла эвакуировать детей из школы в такой ситуации нет. Если и правда есть опасность других терактов, то больше вероятности сейчас, что ребёнок пострадает при транспортировке из школы домой, чем в здании школы, охрана которого отработана заранее для такой ситуации.
При этом правоохранительные органы защищают детей от террористов, а педагоги защищают детей от неадекватных реакций родителя. Дело в том, что эмоциональное решение родителя в такой ситуации, бежать сломя голову в школу, хватать ребёнка, прижать к груди и бежать сломя голову ещё куда-то. Это решение родителя эмоциональное, но самое неправильное, если ребёнок не из той школы, где произошло это событие.
Дети в таких случаях в основном достаточно успешно перерабатывают стресс, связанный с событиями в другой школе. Дети не так уж сильно принимают к себе то, что лично их не касалось и было где-то в другом месте. Даже если дети это сильно переживают, это, как правило, не так сильно, как переживание родителя аналогичного события.
Соответственно, если родитель бежит к своему ребёнка в таком эмоциональном состоянии, он своими эмоциями заряжает ребёнка. Зачастую после общения с эмоционально встревоженным родителем эмоциональное состояние ребёнка зачастую становится хуже, чем до такого общения. Даже хуже, чем эмоциональное состояние родителя.
Далее уже не родитель, а ребёнок индуцирует своим эмоциональным состоянием родителя, а родитель через какое-то время индуцирует ребёнка ещё сильнее. Так происходит цикл за циклом, вследствие чего через какое-то время уже требуется серьёзная психологическая помощь и ребёнку, и родителю, и вообще всей семье!
Соответственно, правильное поведение для родителя в такой ситуации, это не дёргать своего ребёнка из школы, где он в безопасности и в окружении сверстников, с которыми ему проще отработать свои эмоции. А что тогда правильное?
**
Правильное поведение родителя в такой ситуации:
Дать ребёнку заниматься учебным процессом, который отвлекает от дурных мыслей и упрощает проживание стресса.
Использовать то время, которое у него есть до контакта с ребёнком, чтобы успокоиться, привести в порядок свои мысли, чувства. Уже встретив в заранее запланированное время своего ребёнка, обсудить с ним его эмоции, но спокойно. Заранее обдумав стратегию своего контакта с ребёнком. В том числе иметь вариант действий на случай, если ребёнок принял эту ситуацию близко к сердцу, а также если ребёнок вообще никакого внимания не обратил на это событие. Такое тоже может быть.
Не мешать работе правоохранительных органов и педагогического коллектива в школе. Возможно, впоследствии будет принято решение о сокращённом дне в школе, а может и нет.
Не обесценивать в общении с ребёнком работу правоохранительных органов и педагогического коллектива в школе! Если родитель это сделает на эмоциях, то ребёнок впоследствии сам будет обесценивать работу правоохранительных органов и педагогического коллектива в школе, считая это нормальным, а это может очень сильно помешать ребёнку впоследствии.
***
Правильное поведение педагога в школе в такой ситуации, чётко следовать разработанным инструкциям и правилам, чтобы защищать детей в школе от террористической угрозы, угрозы исходящей от преступников, ну и, к сожалению, защищать детей приходится и от их собственных родителей, точнее от тяжёлых эмоций их родителей, которые зачастую могут повредить детям едва ли не сильнее, чем даже террористический акт.
К сожалению, не все педагоги могут сделать эту свою работу психологически грамотно. Давайте относится к педагогам в этом отношении бережно. Нужно иметь ввиду, что если это, например, учитель химии, то его учили в первую очередь тому, как преподавать химию. Его не учили как психологически грамотно донести позицию школы, государства в ситуации терактов в городе пришедшему в школу родителю, стремящемуся любой ценой изъять ребёнка из школы.
Родители, это в первую очередь люди, со своими эмоциями, которые в ситуациях, связанных со своими детьми или даже с детьми вообще сильно обостряются. Эмоции родителя в таких ситуациях заслуживают уважения и внимания. Педагоги тоже люди, и они тоже могут быть подвержены эмоциям, и их эмоции тоже заслуживают уважения.
Важно понять, что действия педагогического коллектива в такой ситуации нацелены на обеспечение защиты в первую очередь детей. Эта деятельность может не нравится родителю, который не знает всей информации, всех правил. Но опять же, педагоги в такой ситуации заботятся именно о детях, находящихся в школе!
****
Немного расскажу и о том, как действуют психологи в такой ситуации.
На место происшествия прибывают психологи из Москвы, которые занимаются с пострадавшими. В крайнем случае, если этих психологов не хватает, прибывают психологи из соседних регионов. Психологов из родного региона, а тем более из этого же населённого пункта стараются в первые часы, даже дни, не допускать до работы с людьми из своего региона насколько это возможно! Это очень важно! Психологи из пострадавшего города могут быть сами индуцированы эмоциями и могут не просто не помочь, могут даже навредить!
Позже, когда ситуация становится более хронической чем острой, до работы с пострадавшими допускают местных психологов, которые уже занимаются этой ситуацией дальше, даже после отъезда Московской и других специальных групп психологов.
О деятельности правоохранительных органов я писать не буду. Считаю важным оставить эту информацию, как и положено, в секрете.
*****
Это рациональная, разумная информация, касающаяся происходящего в такой трагедии, как сейчас в Казани и по подобным ситуациям. Конечно, никто не отменят эмоции, которые есть и у меня, и у других людей. Выражаю соболезнования всем пострадавшим.
На фотографии печальная, вечерняя Казань. По понятным причинам не выкладываю никаких картинок, связанных со стрельбой в школе.
Прошу всех взрослых действовать в этой ситуации как взрослые, разумно, обдуманно, даже если это трудно. Если эмоции переполняют лучше обратиться в центры психологической помощи, которые разворачиваются на уровне региона или на уровне России. Как правило создаются бесплатные выделенные телефонные линии, по которым оказывается психологическая помощь.
******
Чего точно не стоит делать, так это активно разносить слухи, которые возникают практически всегда вокруг таких событий, не стоит выбрасывать эмоции, не переработанные внутри на других людей, близких, далёких, должностных лиц, занятых в такой ситуации.
Про слухи отдельно скажу. В Казани уже успели по социальным сетям и мессенджерам разбросать слухи о том, что одновременно начались теракты в других школах Казани, что была стрельба и взрывы в других частях города. Это ложь! Ничего такого не было! Но те, кто пересылали подобную информацию очень сильно раскачали эмоциональную ситуацию у множества близких и далёких им людей!
Кроме того, версия с терактом, произведённым террористической организацией в этой школе, пока остаётся только версией. Сейчас достоверно известно о том, что в школу с оружием пришёл бывший ученик этой школы. Возможно, этот случай связан именно со стрелком-одиночкой. На кадрах видео видно, как он входит в школу один с оружием. Впоследствии он один и был задержан. Это не возвращает погибших, но это меняет ситуацию и правила действия в этой ситуации.
Давайте беречь в этой ситуации себя, своих близких и друг друга.
******
Пишите Ваши вопросы, комментарии!
Матрёнин Иван Николаевич
Психолог. Семейный психолог. Медицинский (клинический) психолог.
Телефон для сообщений СМС, WhatsApp, Viber, Telegram - +79656054699.