Территория современного Мошковского района Новосибирской области более 300 лет назад стала местом для основания оборонительного и административного сооружения – Умревинского острога, первого на современной территории области. Место при впадении реки Умревы в реку Обь было удобным для создания пристани – берег каменистый, укреплен гранитом и сланцами, Обь здесь глубокая и во время спада воды берег не обнажается.
Умревинский острог был возведен в 1703 году, в период затишья от набегов кочевников, когда джунгары отвели свои войска от верховьев Оби для сражений с китайцами. Постройка острога закрепила эту территорию за Россией. Первоначально он не служил для земледельческого освоения края. Вероятно, основной причиной возведения острога на реке Умрева стало обнаружение серебряных руд поблизости.
«Остроги и города, как правило, ставились при слиянии двух, а иногда и большего числа рек, что создавало возможность «многолучевой» связи с прилегающей территорией. Природа предоставляла множество мест, удобных для размещения крепостей, но они возникали только там, где топографические условия совпадали с экономической целесообразностью»
В.И. Кочедамов, «Первые русские города в Сибири»
Поиск полезных ископаемых, необходимой России руды и минералов, велся на территории Западной Сибири с конца XVII века. Примечательно, что рудознатцы вели свои поиски на территориях, еще не принадлежавших государству Российскому. В 1697 году томский воевода В. Ржевский послал за образцами руд на Обь и ее притоки боярского сына Алексея Кругликова с товарищами. Кругликов провел изыскания на реке Ояше, в окрестностях будущего Умревинского острога, собрал несколько мешков образцов руды. Исследование руды в конце XVII века было делом сложным и хлопотным: образцы пломбировались и отправлялись в Москву, а состав руды можно было определить только в Риге или Амстердаме. Поэтому неудивительно, что результаты исследования образцов ояшинской руды остались неизвестными. Зато Алексей Кругликов построил вблизи месторождения деревню-однодворку, что способствовало возведению здесь острога.
Строительство и развитие Умревинского острога связывают с именем Алексея Степановича Кругликова. Происходил он из «ссыльной литвы» – так называли служилых иноземцев, в основном белорусов, литовцев, частично украинцев. Отец Алексея Степан Круглик был взят в плен в 1655 году во время войны России и Речи Посполитой (Польши) и выслан в Томск на службу в сыны боярские. После перемирия Степан не пошел на размен пленных и остался в Сибири. Сын его, Алексей, был человеком деятельным. Он дважды становился приказчиком Умревинского острога, проводил перепись населения, а в 1713 стал числиться в сибирских дворянах. Известного воинскими победами, Алексея Кругликова можно считать не только основателем острога, но и пионером геологоразведки нашего края.
Местность вокруг острога оказалась пригодной для земледелия, и уже в 1706 году приказчик Иван Старков переселяет на берега Умревы крестьян из Сосновского ведомства. К 1707 году в остроге и его ведомстве насчитывалось 167 мужчин, из них 51 с семьями. Фамилии первых поселенцев – Лебедевы, Боровские, Савины, Печины, Елгины – до сих пор встречаются в деревнях Мошковского района.
Еще одно имя в истории острога – Иван Тихонович Великосельский. Он командовал казачьим отрядом и нанес поражение воинству киргизского князя Таин Иркинава в урочище Караказ в 1701 году. В 1709 году он становится приказчиком Умревинского острога.
Как и другие крепости Верхнего Приобья, Умревинский острог просуществовал недолго, до конца XVIII века. С заселением земель южнее острога и укреплением на более плодородных землях количество переселенцев снизилось. К 1724 году в остроге остается 24 семьи, остальные переехали к Чаусскому острогу. Однако он сохраняет свое административное и оборонительное значение. В остроге находятся судная изба, церковный приход, амбары для хранения продовольствия. Пристань служила перевалочным пунктом по пути в Томск. Гарнизон подчинялся приказчику и служил для охраны населения от набегов и нападений.
Вторая половина XVIII века стала временем развития земледелия вокруг прежде оборонительных сооружений. Умревинский острог оказался в глубоком тылу, стали прибывать новые переселенцы. Хлеба растили много, и цены на него были низкими. Одновременно с земледелием большую роль играло скотоводство и рыболовство.
Через острог проходил знаменитый Сибирский сухопутный тракт, и местное население занималось обслуживанием ямской гоньбы, транспортировки грузов и заводских отработок.
К концу XVIII века острог потерял свое прежнее значение и был оставлен жителями. Ветхие постройки пришли в негодность, и когда в XX веке археологи задумали найти место постройки острога, то это удалось не сразу. Земляные оборонительные сооружения удалось обнаружить на левом берегу реки Умревы, недалеко от устья, на ровном «угожем месте».
Как выглядел острог, какова была архитектура его башен и церкви, только предстоит выяснить археологам и историкам. Возможно, он имел от двух до пяти башен четырехугольной формы. Посреди стояла церковь Трех Святителей. Укрепления занимали периметр 75х55 метров. Археологами обнаружены фрагменты фундаментов, захоронения, а также много артефактов. Оказавшись сейчас на месте острога, можно увидеть следы работы археологов, реконструкцию двухэтажной башни с бойницами и избы приказчика на фоне красивого природного ландшафта.
Список литературы:
1. Бородовский А., Косарева И. Умретинский острог: три столетия в Сибирской истории / Бородовский А. П., Косарева И. З. – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница», 2006. – 62, [1] с. : ил., фот.
2. Резун, Д. Я. Летопись сибирских городов / Д. Я. Резун, Р. С. Василевский ; художник А. А. Заплавный. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1989. – 303, [1] с. : ил.