Знаменитая Кущевская атака — одна из самых ярких, но противоречивых страниц в летописи подвигов советской кавалерии. В свете последних исследований (ссылка — в конце статьи) становится ясно, что реально имевший место бой и непридуманный массовый героизм советских бойцов и командиров со временем приобрели черты мифа. Патриотического, но мифа. Напрашивается некоторая аналогия с подвигом панфиловцев, но если в конструировании канона о 28 героях заглавную роль сыграли журналисты «Красной Звезды», то легенду о сокрушительной конной атаке сочинили, по сути, в штабе 17-го кавалерийского корпуса. Однако свою лепту внес и Военный совет Северо-Кавказского фронта в лице С.М. Буденного и Л.М. Кагановича, продвигавший по инстанциям наградные документы на казаков генерала Кириченко. Среди комначсостава корпуса было проведено 25 награждений, из которых 6 командиров были награждены орденами Ленина, 8 — орденами Красного Знамени и 11 человек — орденами Красной Звезды.
В командование 17-м кавалерийским корпусом генерал-майор Николай Яковлевич Кириченко вступил в начале июня 1942 года. В первые месяцы войны, командуя кавалерийской дивизией, генерал хорошо показал себя в Донбасской и Ростовской оборонительных операциях, в Ростовской наступательной операции (1941). Но, как известно, спустя год после вероломного гитлеровского нападения ситуация на фронте была много хуже, чем даже в начале войны. Захватчики, имея превосходство в мощной артиллерии и господство в воздухе, рвались к Волге и на Кавказ (план «Блау»). 24 июля 1942 года немцы вновь овладели Ростовом и развернули стремительное наступление по кубанской степи, намереваясь захватить нефтяные промыслы Кавказа. Войскам Северо-Кавказского фронта была поставлена задача любыми средствами остановить наступление противника и восстановить положение по южному берегу Дона. Именно тогда увидел свет знаменитый приказ №227 известный как «Ни шагу назад!». В тот критический период единственным подвижным боеспособным соединением, которое могло хоть как-то задержать наступление врага на южном направлении, стал 17-й казачий кавалерийский корпус.
27-29 июля кавкорпус генерала Кириченко в низовьях реки Кагальника вступил в сражение с гитлеровцами, а затем сдерживал немецкие войска в районе станиц Шкуринская и Кущевская. Тем не менее, 31 июля Кущевская была занята противником. Казаки 15-й Донской кавалерийской дивизии полковника С.И. Горшкова попытались ночным налётом в пешем строю освободить ее. Ожесточенный бой повсеместно переходил в рукопашную схватку, 1 августа станица переходила из рук в руки, но, подтянув свежие силы, противник удержал ее.
2 августа 1942 года 13-я Кубанская кавдивизия полковника Б.С. Миллерова атаковала немецкие войска в конном строю. В результате лихой атаки казаки изрядно потрепали немцев, записав на свой счет, как следует из представления комдива к ордену Ленина, более 2 000 фашистов
Правда, в ЖБД 10-й гвардейской (до 27.08.1942 - 13-й) кавалерийской дивизии приводятся более скромные цифры:
В 11.00 2.8.42 г. был дан сигнал для атаки и конная группа под командованием полковника Миллерова и полкового комиссара Шипилова развернулась на пехоту в два эшелона, пошла в атаку. Противник весь свой артиллерийский и минометный огонь перенес на боевые порядки дивизии. Но благодаря правильному построению боевых порядков (в два эшелона), идущих с большими интервалами между полками и стремительным движением полков вперед, потери от огня были незначительными.
[...]
В результате атаки на поле боя было уничтожено до 400 немецких солдат и офицеров, взято 3 радиостанции, 25 мулов, до 40 пленных, большинство которых было порублено казаками при выходе из атаки.
Еще 2 000 человек противника, оказывается, перекололи штыками казаки 12-й Кубанской кавдивизии полковника И.В. Тутаринова
И.В. Тутаринова и командира 15-й Донской казачьей кавдивизии полковника С.И. Горшкова командир корпуса представлял к ордену Красного Знамени, а С.М. Буденный счел нужным наградить их орденами Ленина.
Но главным полководцем знаменитой атаки по версии Кириченко был начальник штаба корпуса полковник А.И. Дуткин
Наконец, наградной лист на самого командира корпуса Н.Я. Кириченко, подписанный С.М. Буденным 22 августа
и наградной военкома кавкорпуса А.П. Очкина,
подписанный... Л.И. Брежневым!
Итого за 4 дня боевых действии на берегах реки Ея, по данным штаба корпуса, казаки генерала Кириченко уничтожили более 4-х тысяч живой силы противника, много боевой техники и смогли задержать наступление фашистских войск на Кавказ. Оборонительные бои и яростные контратаки в районе Кущевской, Шкуринской, Канеловской дали возможность ряду других соединений Северо-Кавказского фронта избежать окружения. За эти бои 27 августа 1942 года кавкорпус, все его дивизии и корпусные части получили почетное звание «гвардейских».
Так в Красной Армии появился первый «официальный» казачий гвардейский кавалерийский корпус — Четвертый, который, обратите внимание, еще не имел наименования «Кубанский», т.к. имел в своем составе поровну Донских и Кубанских дивизий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Воскобойников Г.Л. Советская конница в Великой Отечественной. — М.: Вече, 2008. — 320 с.
2. Сайт «Память Народа».
3. Обещанная ссылка