В этом городе есть музей, где можно все потрогать и даже почти на всем покататься. Искренне рекомендую. Но есть и некоторые сложности попасть в музей самокатов и велосипедов: как их преодолеть, тоже расскажу. И конечно, в этом очерке будут интересные фотографии и любопытные сведения о велосипедах.
В Угличе порядка 20 музеев. Кроме исторических, есть и забавные, необычные и непривычные. От музея кукол до галереи тюремного искусства.
В музее самокатов почти сотня экспонатов. Почему, кстати, музей самокатов, а не велосипедов?
Во-первых, собрание велосипедов уже есть одно - в Петергофе, только велики тут не простые, а царские, и их всего с десяток.
А во-вторых, раньше в России велосипеды звались именно самокатами. Сам катишь, сам едешь.
На первых велосипедах педалей не было, зато был подлокотник. Не чтобы книжку читать, а по прямому назначению - локти класть. Педалей тоже не было, в общем-то это был не велосипед, а машина для бега.
Музей забавностей ничто без энтузиаста-создателя. Самокатный музей организовал как раз такой человек - Сергей Кондаков. Сценический псевдоним, точнее музейный - Вася Самокатов. Веломарафонец. Всю Россию на велике проехал.
Рассказ о велосипеде он превращает в занятную историю об эпохе, где велосипед - один из главных героев.
Века и страны сменяют друг друга, а велосипед в рассказе все так же в центре событий. Отсчет пошел из Германии, с 1817 года.
По замыслу изобретателя, барона фон Дреза, такой самокат без педалей призван был облегчить жизнь пешехода. Пооталкивался, присел, отдохнул чутка - двухколесный и сам проедет.
Директор музея заказывает мастерам точные копии. Иную модель кузнец куёт несколько месяцев. Но заказы, конечно, выполняют не только кузнецы.
Если безопасность устройства позволяет, то после экскурсии на модели можно прокатиться: для этого на полу есть специальная разметка, чтоб велосипедисты друг другу не мешали.
Вначале основными игроками-производителями на этом рынке были Великобритания, Германия, США и Франция. Примерно, как и везде в XIX веке.
Стоил велосипед в первый век своего изобретения очень дорого. В России, к примеру, в начале ХХ века - от ста до четырехсот рублей. Корова, как вы помните, стоила пять. Неудивительно, что тогда велосипеды были только у самых состоятельных.
Совершенствовался велик долго. Только в конце девятнадцатого века были выпущены велосипеды, похожие на современные. Пионер на этом рынке - фирма Rover.
Примерно так же устроенные велосипеды мы имеем и сейчас: два колеса, педали, которые позволяют тормозить, и привод через роликовую цепь.
К тридцатым годам двадцатого века производство велосипедов в Европе было поставлено на конвейер, они стали стремительно дешеветь. В России, как мы знаем, это произошло значительно позднее.
Отдельная тема рассказа - велосипеды на службе армии. Так называемые самокатные войска. В первую мировую войну они были у всех, и у России. Причем у нас - складные.
Бездорожья-то много. А так: сложил, за плечи повесил, перебежал грязь и крути педали дальше. Передвигаются такие войска быстрее, чем пешие и тише, чем конные.
Упразднил самокатные войска в СССР Сталин, незадолго до войны. Вася Самокатов (Сергей Кондаков) предположил, что из-за финов. Война с ними была затяжной и неприятной, так вот, велики фины как раз с успехом использовали.
Музей самокатов стоит прямо у пристани. Поднялся на пригород, и самокаты - тут. Мимо не пройдёшь! С 10.00 до 19.00 без обеда и выходных.
Но в круизный сезон, бывает, что музей ждет в гости группу с теплохода к определенному часу. И одиночных посетителей именно в этот час музей не принимает. Так могло случиться и с нами. Вася Самокатов сказал:
- Приходите завтра!
Но узнав, что завтра мы будем уже в Ярославле, договорился с организаторами и все для нас окончилось хорошо.
Но чтобы не висеть на волоске, если будете в Угличе проездом, зайдите в музей сразу, чтобы узнать, когда он открыт для всех. А еще в VK есть страничка Васи Самокатова, а там - контактный телефон музея.
Александра Кудрявцева / ДОРОГАМИ РАДОСТИ