Оценка: 8 из 10
Премьера сериала состоялась на платформе Netflix 23 апреля 2021 года. Режиссеры: Майрзи Алмас, Ли Толанд Кригер, Дэн Лью, Джереми Уэбб. В ролях: Джесси Мей Ли, Арчи Рено, Фредди Картер, Амита Суман, Кит Янг, Бен Барнс и другие.
В 2012 году в свет вышла книга Ли Бардуго «Тень и кость», послужившая основой для так называемой вселенной «Гришаверс», куда на текущий момент входят уже шесть романов. Это было типичное подростковое мелодраматичное фэнтези; не такое плохое, впрочем, как те же «Сумерки» и их многочисленные подражатели. Сеттинг был вдохновлен эстетикой Российской империей, что, возможно, не совсем типично, но при этом книга отнюдь не была близка тому, что обычно называют славянским фэнтези типа «Ведьмака». Вдохновение здесь коснулось лишь некоторых описаний, слов, имен, реквизита и других чисто формальных вещей. Скажем, среди персонажей – Иваны, Зои и Дмитрии, носят они кафтаны, пьют квас, а правят ими царь с царицей. Что уж говорить, на обложке первого издания романа были изображены купола.
Собственно, в первой книге весь сеттинг был прописан весьма условно. В этом вымышленном мире существуют маги – здесь их называют гришами. Много лет назад такой гриш создал гигантский разлом (в другом переводе – каньон), который разрезал страну пополам. Проходить сквозь разлом смертельно опасно, в нем нет света, но зато обитает разная нечисть. В той половине страны, где царя не было уже несколько поколений, зреет восстание. В то же время девушка-сирота Алина Старкова, военный картограф, неожиданно обнаруживает у себя особые способности. Она оказывается заклинателем Солнца – особым типом гришей, который, согласно древнему преданию, может уничтожить разлом. Генерал армии Дарклинг (его играет принц Каспиан – Бен Барнс, единственное крупное имя в касте) тут же забирает Алину к себе во дворец, увозя от друзей и влюбленного в нее молодого человека. Для одних Алина становится предметом обожания и даже святой, для других – лишь инструментом в борьбе за власть.
Собственно, весь фэнтезийный сеттинг в первой книге прописан совсем не подробно. Он представляет собой лишь весьма условный фон, на котором разворачиваются переживания главной героини. В конце концов, главный вопрос, который книга ставит перед своим читателем, на самом деле заключается в том, кого из двух парней выберет главная героиня, – ее друга детства, простого и обаятельного парня из детдома Мала, или же харизматичного, опытного и холодного красавчика Дарклинга, за душой у которого явно скрыта какая-то мрачная тайна.
Первый сезон сериала берет за основу сразу две книги из двух разных трилогий. Причина такого решения понятна – на основе одного лишь первого романа снимать-то было особо нечего. К тому моменту, когда вышла книга «Шестерка воронов», Ли Бардуго стала писать уже куда приличнее (сейчас ее произведения и вовсе хвалят Стивен Кинг и другие маститые литераторы). В общем, из книги «Тень и кость» в сериал перешли основные персонажи и сюжетная канва, а из «Шестерки воронов» – несколько побочных персонажей и общие глобальные описания мироустройства.
Отличий от обеих книг в сериале много, но обращать на них внимания не стоит. В конце концов, приключенческую и мелодраматическую сюжетные линии удалось объединить довольно внятно. Сериал в итоге получился не столько для поклонников оригинального литературного произведения, сколько для любителей фэнтези вообще. Приключений и магии здесь много, а персонажи из «Шестерки воронов» – воры под предводительством Каза Бреккера – способны перетянуть все внимание на себя. Они получились куда более проработанными и харизматичными, за их плечами находятся куда более осязаемые проблемы, поэтому в целом они запоминаются куда лучше, чем главные герои.
Пожалуй, единственное отличие сериала от книги, которое стоит особо отметить, – это то, что на роль Алины взяли актрису-метиса. В книгах она описалась просто как не особенно привлекательная девушка, тогда как в сериале присутствует политическая линия – людей с азиатской внешностью в мире гришей не любят. С другой стороны, «Тень и кость» очень далек от того, чтобы быть типичным сериалом с кучей меньшинств и вымученной политкорректностью. Здесь не только превалируют белые актеры в касте, но есть даже персонаж, весьма прямо высказывающий агрессивно-консервативные позиции, чтобы для Netflix не очень свойственно.
Авторы сериала продумали множество мелочей, чтобы новый проект Netflix претендовал на то, чтобы стать новой эпичной фэнтези-сагой. Единственный момент, которому они не уделили должного внимания, – это география выдуманного мира. В той же «Игре престолов» каждые вступительные титры показывали карту континентов и городов, упоминаемых в серии. «Тень и кость» делает это лишь один раз, причем очень бегло. Авторы порой даже забывают объяснить, с какой стороны относительно каньона находятся герои в данный момент. В результате разбираться в географии так же трудно, как и в хронологии событий «Ведьмака».
Отдельный недостаток – это русскоязычная локализация. Очень странные чувства охватывают, когда четко слышишь, как в оригинале англоязычные актеры произносят слово «кафтан» (то же слово присутствует и в книгах), но вместо него в русскоязычных титрах присутствует неведомое слово «кафта».
После огромного количества однотипных и безликих сериалов Netflix смог, наконец, выдать оригинальный проект, который интересно смотреть и на который не жалко потраченного времени. С точки зрения драматичности конфликтов он, конечно, не может повторить уровень «Хода королевы», но, с другой стороны, этого от него и не ждали. Как обычный аттракцион для домашнего просмотра «Тень и кость» работает отлично, да и в целом это пока что лучший фэнтези-сериал за последний год точно.
Павел Соломатин,InterMedia