Найти в Дзене

Возрождение русского духа: следствие поражений 1941 года или мудрости Сталина

Общепризнано, что немаловажную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне сыграло возрождение русского духа в идеологической работе.. Распространена версия, будто руководство страны пойти на это ВЫНУДИЛИ тяжёлые неудачи на фронте, которые якобы выявили несостоятельность прежних ориентиров советского воспитания.

Первым её запустил Деникин, утверждавший, что «под знаком интернационала» прошёл разгром немцами Красной Армии на путях к Москве, под лозунгом защиты Родины произошел разгром немецких армий».

Сегодня «деникинцев» можно встретить и среди левых публицистов. Один из них писал: «Когда война поставила вопрос о выживании русского народа и существовании государства,.. русская история и национальная культура из объектов глумления вдруг превратилась в объект почитания, вернулась на своё законное место»,

Только ведь на самом деле всё было не так. Лозунг защты Родины Сталин выдвинул уже в своём первом обращении к народу после гитлеровской агрессии. Он провозгласил начавшуюся войну как Отечественную. Но «русский дух» стал явственно возрождаться в духовной атмосфере советского общества задолго до этого.

Так, музыка русских композиторов-классиков, благодаря радио, уже в середине 30-х годов сделалась поистине народной (об этом вспоминало Радио-1 уже в 90-е годы), а народную музыку тогда популяризировали всеми средствами. Как многие годы спустя, рассказывал народный артист СССР Николай Калинин, был «могучий всплеск искусства народной музыки». Были образованы ансамбль под руководством Игоря Моисеева, хор Свешникова, ряд других впоследствии знаменитых коллективов; повсюду проходили олимпиады народной музыки.

1937 год был сделан Всесоюзным годом Пушкина. В 1938-м был создан фильм «Александр Невский». Примерно тогда же – фильмы «Пётр Первый» и «Минин и Пожарский». И в литературе предвоенного времени тоже появился целый ряд произведений, в которых отношение к героям определялось не их происхождением, а тем, какую пользу приносили России.

В то же время, руководство партии резко критически оценивало произведения, в которых русский народ или история России становились «объектами глумления». Осенью 1936 года был запрещён спектакль Камерного театра «Богатыри» - за глумление над Крещением Руси. Сталин резко осудил произведения Демьяна Бедного, в издевательском виде представлявшими русского человека.

Думается, в такой корректировке культурной и воспитательной политики в известной мере сказалось то, что Сталин добился, несмотря на сопротивление троцкистов, принятия курса на построение социализма в одной нашей стране. Безусловно, немалое значение имело и ясное предвидение неизбежности грядущей большой войны, и одним из элементов подготовки к ней стало усиление роли патриотического воспитания. А подлинно патриотическое воспитание невозможно без привития уважения к великим заслугам прошлого.

Замечу, что усиление влияния «русского духа» было отказом от коммунистического воспитания, а обогащением его. Привитие уважения к прошлому нашей державы только усиливало чувство советского патриотизма. И никто иной, как Андрей Платонов, которого правые патриоты хотят представить как оппонента социалистического строя, в своём военном рассказе «Одухотворённые люди» писал, что потрясающая стойкость советских бойцов, проявленная ими в битвах Великой Отечественной войны, рождена «любовью матери, Лениным и Советской Родиной».

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород