Найти в Дзене
TexTerra Daily

5 историй копирайтеров про отношения с заказчиком – для тех, кто решил заняться фрилансом

Оглавление

Взаимоотношения исполнителей с заказчиками бывают разные. Наверное, каждому копирайтеру хоть раз в жизни попадались работодатели, к которым не хотелось бы возвращаться ни за какие коврижки. Вот несколько показательных историй.

От редакции TexTerra: этот материал – не попытка отговорить вас от фриланса. У такой работы есть свои преимущества, и автор статьи уже много лет успешно фрилансит. Но изложенные истории встречаются довольно часто – поэтому к ним стоит морально подготовиться.

№1. Профита – на тысячу, затрат – на миллион

Как-то раз меня попросили написать статью. Тематика – профильная, цену озвучили приличную. До начала работы я обсудила с заказчиком буквально малейшие детали. Казалось, плевое дело – написать за пару часов текст и положить в карман гонорар.

Не тут-то было – попытка рационально подойти к временным затратам провалилась в тартарары. Сперва заказчик попросил внести правки – нормальное пожелание, сделала. Через пару часов пишет: «Давайте созвонимся, я прочитаю вслух, пойму, что не так, и вы тут же будете редактировать». Лучше бы я не соглашалась. То заказчику звонили, то кто-то к нему пришел, и я вынуждена была ждать. Вычитка статьи на несколько тысяч знаков растянулась на пару часов.

Когда осталось совсем немного, заказник сказал: «Я ухожу, завтра созвонимся». Несложно догадаться, что утром повторилась та же история. Текст еле согласовали. Потраченных сил и времени хватило бы на три такие статьи.

№2. Пытаешься обсудить – обижаются

Я отозвалась на хорошую вакансию. Куратора проекта устроили мои знания и умения, а меня – оплата. Договорились, что буду работать за фиксированную сумму.

В конце расплатились по договоренности, без задержек. Между тем, услуги копирайтера были нужны еще в течение какого-то времени. Обсудить дальнейшее сотрудничество мне предстояло с главным начальником. Но тот… страшно обиделся: вместо того, чтобы срочно делать работу, я надоедаю с вопросами. Высказав все, что думает по этому поводу, босс остыл и пообещал: «Не бойтесь, я за все расплачусь. Продолжайте работать, как работали».

Мне стало стыдно, что я такая нудная в договоренностях – а зря. Заплатили меньше – просто поставили перед фактом: вот сумма, ни копейки больше. Про «работайте, как работали, я за все расплачусь» руководитель благополучно «забыл». Еще и тянули с оплатой, были недовольны, что я мельтешу перед глазами, периодически спрашивая, когда получу деньги.

№3. Переписывала текст 23 (!) раза (история Марии)

Я работаю на бирже копирайтинга, одна из тем, на которых специализируюсь – строительная. Увидев заказ про сваи, взяла его в работу.

Требования были жесткими. Следовало написать сугубо техническую статью, но оформить так, чтобы ее понял обычный читатель. В тексте надо было использовать большое количество ключей. В половине из них упоминалось слово «купить», но заказчик предупредил: никакого призыва к покупке.

Я выполнила все требования. Работодатель позвонил и… два часа рассказывал, что задание сделано крайне плохо. Я внесла правки, потом еще раз, еще и еще... В итоге текст переписывала двадцать три раза.

Коллеги настаивали: «Подай жалобу в администрацию биржи, невозможно написать нормальный текст с таким количеством ключей и требуемой уникальностью». Говорю: «Но я же это сделала».

Наконец-то работу приняли, но заплатили, только когда текст проиндексировался на сайте – чтобы мне не вздумалось продать статью еще где-то.

Я решила прекратить сотрудничество с этим заказчиком, но он написал: «Вы не собираетесь брать следующее задание?».

Ладно, думаю, возьму, дело профессиональной чести доказать, что работаю хорошо. Сделала – история повторилась. Несмотря на все претензии ко мне, работодатель и дальше хотел, чтобы я продолжала с ним сотрудничать. Написала еще с десяток статей и поставила точку. Через некоторое время получаю сообщение: «Пожалуйста, не теряйтесь, я вас очень прошу, мы продолжим с вами работать».

№4. «Догадайся, мол, сама» (история Натальи)

95 % моей работы – сочинение стихов. Как-то раз заказчица попросила написать рифмованное поздравление отцу, у которого был день рождения.

Стихи получились хорошими. Но мне озвучили претензию, что пожелания слишком обобщенные. Я возмутилась: что конкретно можно написать, если в задании не было деталей? Ни возраста именинника, ни качеств его характера.

Вместо конструктивной беседы с работодателем получилась перебранка. В конечном результате оплатить работу отказались. Использовала заказчица мои стихи или нет, выяснить было невозможно. Ведь их могли зачитать или написать в письме либо на открытке – проверка на плагиат в этом случае бессильна.

В стихах я сделала небольшую ошибку – в словосочетании «день рождения» первое слово написала с большой буквы. Это тоже стало причиной отказа в оплате. На бирже копирайтинга, где выполняла работу, установлено правило: даже при одной ошибке заказчик имеет право не заплатить. Имеет – не значит, что должен: адекватные работодатели не придираются к несущественным огрехам и просто предлагают их исправить. Но мне не повезло.

№5. Скучать по заказчику? Бывает и так

Не все так грустно – занимаясь фрилансом длительное время, я убедилась не раз, что хорошие работодатели есть.

Медицинской клинике требовались статьи для сайта. Сформировали команду копирайтеров, и на первой встрече с нами заказчица разложила все требования по полочкам. Такого грамотно составленного ТЗ я еще не видела.

Нам предложили выполнить оплачиваемое тестовое задание. Если что-то было непонятно – тоже разжевали по мелочам. Не успели исполнители опомниться, как за тестовое прилетела оплата. Причем заказчица лично проконтролировала, пришел гонорар или нет.

Сразу стало понятно, что имеем дело с человеком, который очень внимательно относится к копирайтерам и ценит их работу. Если мы делали какие-то промахи, заказчица очень тактично и дружелюбно их озвучивала, рабочие накладки разруливала без тени недовольства. Темы заданий распределялись согласно нашим пожеланиям (вы про такое когда-нибудь слышали?), оплата приходила без задержек, каждый раз с обязательной сверкой, правильно ли бухгалтерия начислила деньги.

В идеальных условиях мы работали до конца проекта. Прошло два с половиной года, а я до сих пор скучаю по этому заказчику.

P. S.

Из-за пандемии коронавируса буйным цветом расцвел экономический кризис. Многие заказчики начали откровенно злоупотреблять тем, что работы в сфере копирайтинга стало меньше – они не особо заботятся об условиях труда копирайтеров. Некоторые работодатели и вовсе ведут себя неадекватно, считая, что исполнитель стерпит все, только бы получить работу. Но хорошие заказчики никуда не исчезли – их просто нужно искать и не идти на неудобные компромиссы, которые потом вылезают боком.

Автор: Оксана Ковтонюк

От редакции: чтобы быть объективными, скажем, что заказчики тоже не всегда довольны взаимоотношениями с фрилансерами. Вот взгляд с другой стороны баррикад: «Что не так с копирайтерами-фрилансерами».