Советский режиссёр Илья Авербах принадлежал к когорте творцов, для которых обязательно нужно было заставить зрителя задуматься. Несмотря на то, что
Авербах рано ушёл из жизни, он успел создать семь картин с собственной философией, жизненной, но далеко не всегда оптимистичной.
И часто в центре его историй был обычный порядочный, интеллигентный в лучшем понимании этого слова человек, который оказывается один на один с реальным миром. И именно таким был герой драмы «Монолог», подготовленной Авербахом в 1973 году.
Сценарий для фильма написал Евгений Габрилович, имя которого уже тогда вовсю гремело. Он придумал персонажа, которые в жизни встречаются часто:
за успешной внешней оболочкой они прячут неустроенность в личной жизни, обиды, непонимание близких, даже недоумение от обыденности.
Профессоре Сретенский, тот самый герой «Монолога», — известный и авторитетный учёный, которого ценят на работе и к которому прислушиваются, но супруга его давно оставила, дочь никак не может найти себя и мечется между мужчинами, бросив уже свою дочь с дедом. И мир науки, где всё благополучно, всё так понятно и логично, наталкивается на мир чувств и эмоций близких, где нет (да и может ли быть?) ни порядка, ни последовательности.
На главную роль Илья Авербах позвал актёра Михаила Глузского. Глузскому в то время уже было больше 50, и он был артистом знаменитым. Правда, в основном,
ему доверяли роли второстепенные, к тому же за ним закрепилось амплуа мужчины сомнительного: соблазнителя, щёголя, гуляки,
а то и шпиона и предателя. А вот Авербах увидел в нём совершенно иной типаж.
В одном из эпизодов Сретенский говорит о себе:
«Я действительно интеллигент… Я из тех, русских интеллигентов»,
и Михаилу Глузскому, которого зрители регулярно видели в кино в образах скользких типов, изумительно вжился в эту роль. Кстати, профессор в «Монологе» стал едва ли не первой главной ролью уже немолодого Глузского, и в очередной раз показал, как потрясающе он умеет перевоплощаться. По сей день роль академика считается одной из лучших, если не лучшей в фильмографии Михаила Глузского.
Главные женские роли, дочери Сретенского и его внучки, сыграли две кинозвезды: Маргарита Терехова и Марина Неёлова. Кстати,
разница в возрасте между актрисами — всего пять лет, но они очень убедительно сыграли представительниц двух поколений.
Маргарита Терехова показала взбалмошную даму, не привыкшую слушать не голос разума, а Марина Неёлова (между прочим, уже 25-летняя) буквально вжилась в образ юной девушки. Она выглядит в кадре как подросток, немного неуклюжий, нескладный, которого открытия молодости повергают то в эйфорию, то в ужас.
А ещё в фильме «Монолог» появились Станислав Любшин, которого аудитория обожала после роли разведчика Йоганна Вайса в ленте «Щит и меч» (1968), и Евгения Ханаева, к которой слава пришла, когда она была уже дамой в возрасте. Строгая, даже старорежимная домработница в «Монологе» — одна из первых её работ в кино.
Кроме того, обратите внимание ещё на двух любопытных персон. Когда Сретенский общается с иностранными коллегами, в кадре показываются Глеб Плаксин, актёр уникальной судьбы, родившийся во Франции в семье тех самых бывших, и переехавший в СССР в пятидесятые.
Плаксин часто играл иностранцев, и неудивительно: он знал несколько языков, да и внешность имел «заграничную».
А переводчицу сыграла Инга Окуневская-Суходрев, дочь актрисы Татьяны Окуневской и жена знаменитого переводчика Виктора Суходрева, работавшего с партийными чиновниками и политиками.
Вышедший осень 1973 года «Монолог» стал во многом явлением:
он показал нового героя времени, которому свойственно не просто размышлять, но и подталкивать других к размышлениям.
И несмотря на то, что картина лишена динамики, в ней нет головоломного сюжета и захватывающих кадров, она быстро вошла в число любимых. Именно потому, что в ней обсуждаются ценности непреходящие, существующие помимо нашей воли. К слову, тему непростых взаимоотношений между людьми разных поколений, воспитания, морали Илья Авербах продолжил и в следующей работе, драме «Чужие письма», и там рефлексирующим человеком, пытающимся выстоять под напором обстоятельств уже стала женщина (а сыграла её Ирина Купченко).
А как вам кажется, между «Монологом» и «Чужими письмами» есть параллели? Похожи ли академик Сретенский и учительница Вера? Заставили ли эти герои вас о чём-то задуматься?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296