В середине 20-х годов XX века появилось новаторское направление, вдохновленное импровизационными практиками дада, сюрреализма и экспрессионизма, совершавшее набеги в области бессознательного, фантазий и сновидений. В то время когда фотография широко использовалась в качестве инструмента документирования реальности, некоторые художники предпринимали попытки создания изображений, резко отличавшихся от использовавшихся традиционных техник. Эти визуальные эффекты часто бросали вызов восприятию зрителя, ставя сильный акцент на концептуализме, вызывая необычные эмоции и впечатления. В некоторых других случаях они подчеркивали намерение художника, представляя знакомые образы в совершенно другом ракурсе. Эта практика распространилась в мире фотографии и стала предвестником десятилетнего исследования возможностей фотографического изображения, оставаясь распространенным и в современном мире искусства.
Фотографическое начало. Париж. Эжен Атже.
Тем временем в Париже фотограф Эжен Атже использовал фотоаппарат, чтобы экспериментировать с фотографией как видом искусства. Атже фотографировал парижские улицы, исследуя, как камера одновременно точно фиксировала фокус повседневной жизни, а также позволяла ему манипулировать одним и тем же изображением так, что оно теряло свою опору в реальности.
Его работы стали двойственными портретами, демонстрирующими как тревожное присутствие манекенов в стеклянных рамах, так и отражения в окнах, производимые действиями, происходящими в мире снаружи. Это внутреннее и внешнее слияние создавало отчетливую сюрреалистическую атмосферу, мечтательную форму нереальности. Эти образы были воспеты такими художниками, как Ман Рэй и Беренис Эббот, и могут рассматриваться как одни из самых ранних пробных шагов в сюрреалистической фотографии. Искусствовед Ян Уокер утверждает, что работы Атже «по-видимому, образуют мост между топографической фотографией 19-го века и модернизмом 20-говека» и, в частности, сюрреализмом.
Фотограммы Ман Рэя. От дада к сюрреализму.
Ман Рэй, который уже был признанным членом движения, прибыл в Париж в 1921 году, где вскоре начал сотрудничать с художниками, включая Марселя Дюшана, и экспериментировать с фотографией. Он начал исследовать потенциал многих фотографических техник, включая фотограмму — метода изображения, получаемого без камеры. Ман Рэй назвал эти изображения «лучевыми», утверждая, что их открытие принадлежит ему. В 1922 году он опубликовал работу под названием Champs Delicieux, где текст поэта-дадаиста Тристана Тцара иллюстрировался серией его «лучевых снимков». Чтобы подчеркнуть их неустойчивость и неопределенность, Тцара описал эти фотографии так: «Является ли это спиралью воды в трагическом блеске револьвера, яйцом, сверкающей дугой или шлюзом разума, острым ухом, настроенным на шипение минералов или турбиной алгебраических формул?». Издание стало одной из ранних работ, связывающих фотографию с зарождающимся сюрреалистическим движением в начале 1920-х годов в Париже.
Сюрреалистический манифест
В то время как Ман Рэй экспериментировал с фотографией, Андре Бретон продвигался вперед с созданием нового авангардного движения. Сюрреализм был официально запущен с «Манифестом сюрреализма» Бретона в 1924 году. Основной движения был отказ от разума и логики в обмен на акцент на свободном воображении и творчестве, достигаемый путем доступа или разблокирования бессознательного. Это движение получило распространение как в литературных, так и в художественных кругах, и многие практикующие работали как со словами, так и с образами, исследуя сны, случайности или психическую составляющую, пытаясь запечатлеть то, что Бретон называл «конвульсивной красотой».
Многие из этих художественных переживание были реакцией на ужасы Первой мировой войной, и разрушение рационального порядка и психической целостности, которое многие люди пережили в результате этого. Сюрреалисты обнаружили, что нормальность не обязательно является фиксированным понятием и что реальность полностью определяется восприятием. Психологическая травма, подобная той, которую испытывают многие солдаты, может открыть новые горизонты «реальности», основанной на психически неуравновешенном состоянии. Обрабатывая эти состояния с помощью искусства подсознания, сюрреалисты были предшественниками психологических концепций исследования внутреннего мира.
Ключевые идеи и достижения
Художники в это время начали исследовать революционные фотографические техники. Это включало в себя фотомонтаж, коллаж, постпродакшн-манипуляции с фотографиями, постановку и фотограмму.
Многие из фотографов сосредоточились на представлении изображений, основанных на реальности, но которые бросали вызов восприятию или обманывали глаз зрителя, заставляя его видеть то, что лежало «за изображением», заставляя прочувствовать изменение реальности.
Большая часть фотографии того времени развила сюрреалистическое сочетание образов и текста, чтобы донести замысел художника до зрителя. Заимствуя методы журнальной и газетной индустрии, художники превращали свои работы в «рекламу» индивидуального сознания художника.
За это время родилось множество художественных журналов, ставших идеальной платформой для печати этих фотографий и способом массового распространения этих произведений искусства среди населения.
Среди представителей направления наибольшую известность получили Эжен Атже, Марсель Дюшан, Ман Рэй, Дора Маар, Рауль Юбак, Клод Каон, Макс Эрнст и Ханна Хех.
Еще больше интересных публикаций о фотографии и не только на авторском канале — История фотографии, фотографии истории