Ярким символом, отображающим красоту и богатое культурно-историческое наследие Тульского края, является филимоновская игрушка.
Неиссякаемый источник талантов таит в себе тульская земля. Русской культуре она дала Льва Толстого, В. Жуковского, В. Поленова и А. Даргомыжского, К. Ушинского и Глеба Успенского. Издавна славились на Руси тульские оружейники, самоварщики, пряничники. Филимоновская игрушка из этого же ряда. Это один из старейших промыслов России, который впервые упоминается ещё в древних летописях XVI века. Коллекции филимоновской игрушки постоянно экспонируются в Русском музее Санкт-Петербурга, Музее игрушки в Сергиевом Посаде и на родине промысла — в Одоеве, где создан для неё специальный музей. Отдельные экспозиции филимоновской игрушки путешествуют по многим музеям России и зарубежья, побывали, к примеру, в Париже, Будапеште, Монреале, Токио и других известных городах мира.
История филимоновской игрушки
В энциклопедическом словаре-справочнике «Тульские древности» есть статья, посвящённая филимоновскому гончарному промыслу: «Филимоново — село в Одоевском районе — один из древнейших центров производства Филимоновской игрушки в России. Расположено в 7-8 км от Одоева. Недалеко от реки Оки. История села восходит к середине. XVI в., когда маленькую деревеньку владетельные воротынские князья подарили в числе других своих владений основанному ими незадолго до этого Анастасову монастырю. Гончары из Филимоново вывозили глиняную посуду и игрушки в соседние уезды на продажу: в Тулу, Епифань, Калугу и т. д.».
Примерно в 1550 году князь Иван Михайлович Воротынский и его жена Анастасия, в честь которой и назван знаменитый монастырь, отдали под монастырское кормление деревни Рымнино и Мартыновскую. Позже их сын Владимир подарил обители ещё и деревню Филимоново.
Почти все монастырские филимоновские крестьяне жили «в скудости», голодали, поэтому находка в окрестностях села огнеупорной глины и разработка её для производства различных гончарных изделий были счастливым выходом из нищенского существования. Филимоновские мужчины на гончарных кругах изготавливали посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Женщины в основном занимались лепкой игрушек. Для этого использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома.
Особенности филимоновской игрушки
Сюжеты филимоновских игрушек весьма разнообразны и насчитывают более пятидесяти наименований, но при этом стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.
Филимоновская стилистика в лепке — это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, а главная особенность в росписи — трёхцветный геометрический орнамент. Словом, удлинённые, изящные силуэты фигур гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, но в то же время лаконичной росписью.
Кажущаяся простота изготовления филимоновской игрушки и неизменный спрос на неё не раз побуждали отдельных мастеров и даже целые предприятия в других регионах наладить у себя массовое производство подобных изделий. Но даже не знатоки филимоновского гончарного промысла различали настоящую игрушку от поделок «под Филимоново».
В чём же секрет филимоновской игрушки? Почему не снижается интерес к ней вот уже несколько веков? В очерке «Добрый зверь из Филимонова», опубликованном в еженедельнике «Литературная Россия» (04.04.1969), искусствовед Яков Зубарев приоткрыл некоторые тайны филимоновского чуда: «Я смотрю на причудливых зверей-великанов, и передо мною встают фантастические образы из детских сказок. Ведь фантазия ребёнка гиперболична, и в филимоновской игрушке нет места дотошному натурализму. В этих удивительных зверях подчёркнуты только главные, наиболее характерные детали, и это придаёт им особую лаконичность и убедительность. Козёл — потому что «борода», заяц — потому что «косой», корова —потому что «рога».
Кроме того, как подметил искусствовед, каждая игрушка несёт в себе едва уловимые индивидуальные черты мастера. Например, у зверей знаменитой мастерицы Анны Ивановны Князевой живой, весёлый, смешливый взгляд, как и у самой хозяйки. Много доброты, улыбки, озорства в работах мастериц Анны Иосифовны Дербенёвой, Антонины Ильиничны Карповой, Александры Фёдоровны Масленниковой. Их игрушки похожи внешне, но каждая всё-таки неповторима, поскольку раскрывает образ своим, ни на что не похожим поэтическим языком.
Возрождение филимоновской игрушки
Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. Огромный вклад в возрождение и развитие филимоновского гончарного промысла внесли художник Николай Васильевич Денисов и его жена Римма Васильевна. С 1965 по 1984 год Н. В. Денисов работал во Всесоюзном НИИ игрушки в Загорске (г. Сергиев Посад). А с 1984 более семи лет за счёт своих собственных средств занимался восстановлением филимоновской игрушки. Николай Васильевич собрал и сплотил талантливых молодых людей, так же как и он влюбленных в игрушку.
С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приёмы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и тиснением, обваркой и глазуровкой. Многие ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.
Сегодня в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла: Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Елена Алексеевна Орлова, Владимир Борисович Першин, Роман Вячеславович Орлов, Валентина Николаевна Масленникова, Ирина Константиновна Левитина, Елизавета Артёмовна Дроздовская.
Музей филимоновской игрушки
В Одоеве, на улице Сильверстова, 11, при поддержке администрации предприниматель и меценат Сергей Кузнецов открыл Музей филимоновской игрушки, уже насчитывающий более двух тысяч экспонатов! Представлены в музее и образцы гончарного игрушечного искусства из сорока регионов России и десяти стран мира. Посетители музея пишут не только восторженные отзывы, игрушка вдохновляет и на стихи, и даже песни.
Вот одна из них, написанная поэтессой Натальей Мурко.
Как будто бы из детства моего:
лошадки скачут, вьются завитушки,
И сердцу моему милей всего
Свирели филимоновской игрушки.
Припев:
Свистит пастушек в глиняный рожок,
И эту песнь, как весть разносит ветер:
Игрушка филимоновская есть!
И мастера её живут на свете!
На книжной полке, в городской пыли,
Как занесло вас в этот мир рутинный?
Из края, где поля, да ковыли.
И мудрость мастеров старинных.
Припев.
Так всё воздушно, св`етло и легко!
Узорочье и стройные осанки.
И глина ослепительней снегов
Сияет как алмаз в огранке!
Припев.
В душе своей я тайну берегу:
Расправит крылья сказочная птица —
И по росе за ней я побегу,
Чтоб снова в детство возвратиться.
Благодарим за предоставленные материалы, туристический портал Тульской области
________________________________________________________
Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!
Подписывайтесь на наш канал , будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.