Больше года назад, 19 июня 2015 года бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и советник нынешнего президента Владимира Горбулина в газете «Зеркало недели» опубликовал статью «Пять сценариев для украино-российских отношений». В данной статье предложен сценарий поведения Украины, которого она, по сути, и придерживалась весь этот период.
Стратегия была следующая: «Пятый сценарий (сценарий "ни войны, ни мира" или "ограниченной войны и перманентных переговоров") предусматривает ограниченную и сдерживающую войну против России и коллаборационистов на востоке с целью нанести им как можно больше демотивирующих потерь; постоянный переговорный процесс, однако, без окончательного фиксирования результатов в виде различных договоренностей и форматов; наращивание военного (прежде всего военно-технологического) потенциала Украины и постепенный переход от блокирования противника к его вытеснению — от пассивной обороны к активной; рост интенсивности международных санкций и дипломатической изоляции России; последовательное и кардинальное реформирование украинского общества; сближение с НАТО и Евросоюзом, а также формирование ряда оборонных союзов с частью постсоветских и центральноевропейских государств» - пишет Горбулин.
Это позиция была ключевой целый год, пока уже затягивать дальше стало невозможно - в Париже и Берлине наконец заговорили о том, что с договоренностями по Донбассу «не все так однозначно».
2 июля нынешнего года в том же «Зеркале недели» вышла новая статья Горбулина под названием «2017-й: продолжение следует…». Исходя из предыдущего опыта, стоит присмотреться к ней повнимательнее.
Новая статья Горбулина «интересна» продолжением темы «ни войны, ни мира, а силы концентрируем» в преддверии саммита НАТО. Горбулин предлагает переход от глухой обороны к наступлению, но не военному, а политическому. В значительной степени излагается логика «плана Горбулина» на следующий этап «сдерживания» России, начиная «с точки бифуркации», которую он определил на лето 2016 года. Именно сейчас, по его словам, должна произойти «смена парадигмы» в идущем долгосрочном конфликте.
«Смена парадигмы», тем не менее, не означает быстрого завершения конфликта. Процесс обещает идти и дальше в прямом продолжении стратегии «ограниченной войны и перманентных переговоров» без значительной эскалации конфликта.
Впрочем, варианта масштабных боевых действий с участием российских войск Горбулин не боится, хотя и считает, что из-за разницы потенциалов Украина на поле боя потерпит быстрое поражение. Но здесь он полагает, что Украине при варианте массированной военной атаки нужно будет нанести чувствительные потери российским военным и продержаться немного времени, чтобы получить помощь Запада. Вероятно, здесь за аналог берутся события 08.08.08 молниеносной российско-грузинской войны, не менее молниеносно остановленной Западом. Горбулин по нескольким резонам полагает, что из-за политической поддержки Запада в политическом плане Украина выиграет при тяжелом эскалационном военном сценарии. В случае радикализации конфликта, он предлагает украинскому руководству следует быть готовым к введению военного положения на всей территории Украины и объявлению состояния войны.
Тем не менее, автор полагает, что основная задача для Киева остается прежней — дипломатическими, экономическими и информационными средствами создать условия для недопущения такой большой войны. На фоне этих усилий Украина должна продолжать перевооружение своей армии, проводить дальнейшую политическую консолидацию своего общества под знаком украинского национализма.
В сфере военного строительства прелагается искать асимметричный ответ на мощь российской армии - создание Военно-промышленной комиссию во главе с президентом для определения приоритетов в области создания новых вооружений, начиная от оперативно-тактических ракетных комплексов до украинских аналогов американского Javelin и заканчивая собственными боевыми БПЛА и военными роботами. Цель — снизить военные возможности бронетанковых войск России и ее артиллерии.
Вообще основой новой стратегии Украины в «гибридной войне» с Россией, по мнению Горбулина, должны стать асимметричные действия, особенно — на внешнеполитической арене. Для этого Украина должна взять инициативу на себя и выступать на внешней арене все с новыми и новыми инициативами, пусть не все они будут выполняться. Так, например, Украина должна сделать все возможное, по его мнению, чтобы ускорить реформирование Совета Безопасности ООН, дабы лишить Россию права вето.
Разумеется, более широким и активным должно стать сотрудничество Украины с НАТО. Украине следует активнее включиться в дискуссии по формированию под американской эгидой новых коалиций государств в Восточной Европе. Здесь перспективной становится инициатива создания под эгидой НАТО общей военной флотилии на Черном море с участием Украины. (Отметим, что Болгария провалила этот план, неожиданно объявив, что не хочет участвовать в создании постоянного флота НАТО в Черном море).
В сфере идеологии Украина, по Горбулину, должна добиваться на международном уровне запрета российской идеологической концепции «Русского мира». Для людей (или государств), продвигающих концепцию «Русского мира», указывает Горбулин, должны быть установлены такие же правовые последствия, как и для последователей нацистской идеологии. В своей статье Горбулин даже утверждает: «На востоке Украины действует (или действовали) сразу несколько различных „православных армий“, творящих такие бесчинства, которые даже боевикам ИГИЛ не приходили в голову».
Еще в феврале этого года Горбулин заявил, что потенциала Минского процесса для сдерживания России хватит не более чем на два-три года. Но за этот оставшийся период, полагают в Киеве и у его «союзников», по собственной инициативе Россия из Минского процесса не выйдет. При этом противники России при всей хвалебной риторике в адрес Минска полагают, что Минские соглашения — это международные договоренности, правовой статус которых недостаточно высок, а политический вес лишь определяется готовностью сторон выполнять их. И поскольку украинская сторона их не выполняет, то и политического веса у Минских договоренностей нет. Поэтому до самого последнего момента дипломатическое маневрирование давало возможность украинскому руководству выигрывать время и готовиться к следующему этапу конфронтации.
Для сдерживания России Украина даже чисто внешне, как выяснилось, благодаря Горбулину еще год назад, притворно согласилась на внесение в повестку дня переговоров в Минске фундаментальных вопросов внутренней политики Украины. В России тогда полагали, что это большой успех.
Но дальше последовало дипломатическое наступление Украины в рамках Минского процесса, когда она потребовала реструктуризации соглашения для якобы предоставления ему нового импульса для его выполнения. Берлин и Париж поддерживали подобное требование, а Москва вынуждена была в ноябре 2015 года согласиться. Однако идти на ответные уступки России, демонстрирующей признаки внутреннего нестроения и начинающегося упадка, с точки зрения Киева, по меньшей мере, было бы неразумно. Далее Украина использовала тактику сужения предмета переговоров исключительно вопросами внешнеполитическими, безопасности и гуманитарными аспектами. Внутренний аспект выпал из консультаций в Минске. Кроме того, Киевом неоднократно предпринимались попытки увеличить количество участников переговорного процесса, в частности, с приглашением США. Вершиной усилий Киева и его союзников стало требование интернационализации конфликта через создание на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ.
8-9 июля в Варшаве прошел саммит НАТО. На прошедшем саммите Альянс официально иоткрыто перешёл, а точнее сказать, вернулся к сдерживанию РФ как к своей центральной raison d'être. Это не обставляется какими-то условиями. В отличие от санкций ЕС и США здесь нет привязки к минскими соглашениям или каким-либо другим шагам РФ. Есть нечётко выписанное в пункте 15 итогового коммюнике положение о том, что характер отношений Альянса с РФ и стремление к партнёрству с ней будет зависеть от явного и конструктивного изменения в поведении РФ, демонстрирующего соблюдение международного права и её международных обязательств и "ответственностей", а до тех пор мы не можем вернуться к "отношениям как обычно". Но это настолько размытые критерии, что и упоминать их незачем. Факт можно констатировать без всяких оговорок: НАТО открыто перешла к полноценной конфронтации с РФ. И никакие минские соглашения или даже возврат Крыма укропии на него не повлияют.
НАТО сдерживает РФ не потому, что РФ сделала что-то неправильно (хотя и перечень порицаемых действий тоже приводится, в обвинительную часть записали всё, включая "значительное военное присутствие и поддержку режима в Сирии" ), а потому что РФ – по их мнению, агрессивное ревизионисткое государство. А если РФ продолжит "модель агрессивного поведения", сдерживание будет усилено и расширено. При этом Альянс утверждает, что с его стороны никаких нарушений его международных обязательств нет, даже по Основополагающему акту РФ-НАТО 1997 года, все меры сугубо оборонительные, пропорциональные и транспарентные.
После брифинга главы украинского государства по итогам переговоров на полях саммита НАТО в Варшаве, к Порошенко подошли российские журналисты с вопросом о том, когда состоятся выборы на Донбассе.
Украинский президент остановился перед журналистами и ответил: “Как только будут выведены российские войска с территории Украины”. То есть, по сути, никогда.
Без дипломатических виляний, вполне открытым текстом за 10 дней до саммита НАТО в эфире 5 канала озвучила вице-спикер Верховной Рады Украины Оксана Сыроид.
«Мы должны сначала полностью деоккупировать эту территорию, то есть – должны зайти Вооруженные силы, которые восстановят контроль над границей, должно пройти разминирование, должно пройти разоружение, должна пройти зачистка агентуры. После того должны зайти гражданские администрации, должен зайти украинский суд, украинская прокуратура, украинская полиция, украинский Пенсионный фонд. После того должны быть наказаны все преступники, которые совершали преступления против человечности и военные преступления. После этого может наступить понимание. И только после этого может идти речь о выборах на этих территориях».
По мнению журналиста издания «Журналистская правда» Григория Игнатова, у Украины существует план обострения боевых действий. Называется «Молот».
«Во-первых, план силового присоединения ЛДНР был разработан не сегодня и не вчера, а существенно раньше – как минимум, летом 2015 года. Нам о его существовании стало известно после убийства Мозгового, когда источник близкий к украинскому генштабу слил инфу о плане «Молот» (созвучный хорватскому плану войны «Молния»), предусматривающем «в момент создания «новой военно-политической реальности», нанести несколько мощных рассекающих ударов и в течении максимум полутора-двух недель «решить вопрос с организованным сопротивлением террористов на Донбассе».
Смерть Мозгового же была призвана ослабить противника изнутри, спровоцировав вражду и взаимное недоверие.
Во-вторых, ключевые слова в приведенной цитате о сроках запуска плана «Молот» — «в момент создания «новой военно-политической реальности». Этим подчеркивается, что старт наступит не завтра, а в более или менее отдаленном будущем. Но, тем не менее, план есть, он стопроцентно согласован в Вашингтоне, и именно оттуда дадут отмашку в тот миг, когда посчитают, что военно-политическая реальность «дошла до кондиции». – пишет Игнатов.
Насколько он существует этот план в реальности – не известно. Информации, иначе, чем в статье самого Игнатова от 7 июля найти не удалось. Если о нем было известно с 2015 года, то почему молчали? Как план, составленный летом, мог попасть «после убийства Мозгового», которое произошло 23 мая? Или «после убийства Мозгового» трактуется расширительно, вплоть до момента сжатия вселенной? Почему сейчас вот так вдруг «Журналистская правда» решила озвучить?
Тем не менее, независимо от факта наличия именно такого плана, украинское командование сосредотачивает на линии разграничение огромную группировку, которая готова в любой момент двинуться на Донецк. Об этом свидетельствуют данные разведки ДНР.
По данным сообщениям вырисовывается следующая картина: возле Горловки разведка зафиксировала нахождение четырех артиллерийских батарей – двух 122-мм гаубиц Д-30 калибром и двух 152-мм САУ «Акация», а также огневого взвода 120-мм минометов. Вблизи Донецка украинские силовики сосредоточили дивизион 122-мм гаубиц Д-30, две батареи 122-мм САУ «Гвоздика», танковая рота и три огневых взвода: РСЗО «Град», 152-мм САУ «Акация» и 120-мм минометы. Также тревожные сигналы приходят с юга республики. Там украинское командование сосредоточило реактивный взвод РСЗО «Град», огневой взвод 152-мм САУ «Акация» и две танковые роты.
Получается, что президент Украины Петр Порошенко решил решить «донбасский вопрос» именно военным путем. Видимо для того, чтобы отдать команду «фас» приехал в Незалежную госсекретарь США Джон Керри.
Конечно, любой сценарий является лишь вероятностным событием – с большей или меньшей вероятностью может как произойти, так и не произойти. Но если такой сценарий будет реализован Украиной, наша задача сделать так, чтобы украинские солдаты прошли по Донецку так, как они прошли 24 августа 2014 года. С поливальными машинами за спиной.
Виктор Прись, июль 2016г.
Комменарий от автора. Несмотря на то, что с момента написния статьи прошло уже около 5 лет, украинский режим остался верен сам себе и продолжает в целом придерживаться тех линий, которые были описаны 5 лет назад. Более того, в 2021 году данный план выполняется с еще большmим нажимом - уже другой президент Украины требует от НАТО четко обозначить когда примут Украину в Альянс, а на Минских переговоров от решения стратегических задач обозначился переход к тактическим уже не только на политическом направлении, но и на всех остальных.