(Первая часть здесь)
Бестолкин заметно оживляется.
- Куриц? Десяток? А певеней не хочешь, не?... Вот, бери... Хошь две штуки, хошь три - со скидкой!...
Свинозаводчик тоже приходит в хорошее настроение.
- Спасибо, брат!... Вовек не забуду!... Сейчас мы... и так... и пощупать...
Кусиков уже собирается выбирать птиц, но тут его взгляд падает на шевелящийся и повизгивающий мешок. Он останавливается.
- А что-то у тя там такое? Уж не...эти, каких их... свиньи ли?
- Да вот свиньи, как есть свиньи... Первый сорт!... отборные!... Кого хошь выбирай, на лю- бой вкус!... И чернобокие, и вислоухие, а мяса - то, мяса!...
Кусиков недоверчиво смотрит на мешок, потом на товарища и с подозрением прищуривается.
- Да ну? У тебя - и отборные? Ой, брат, брешешь ты все.
- Я... я... Не брешу я ничего! Сам брехун! Сам! У меня такие свиньи, что во всей Мессе одни единственные!...
- Да уж... Этаких бестолковых точно нигде и не встретишь...
- Ах ты!!!... Они такие, что не чета твоим! Нож- ку бы, ножку, сравнил, да шею... с головой!... Корм и содержание... Такого нигде нету!... Ты же своих в этаком... в этаком держишь, аж смотреть страшно... Тьфу! - Бестолкин горячится все больше и сплевывает в сторону. Кусиков тоже серчает.
- Ты мне еще поплюйся! Я те щас поплююсь!... А что до свиней, так то к тебе в хлев зайти, ажно в пот бросает!... Грязь повсюду, срам, мухи лета- ют... Животные бедные там, небось, уж давно и померли... А ты не заметил!
Да, друзья, разразился тот самый ярмарочный цербстский спор между двумя (один из них точно должен быть на бровях) товарищами, желающими распушить друг перед другом перья и показать - вот, мол, я каков. Предметом этого крайне бес- смысленного занятия может стать что угодно, в том числе и свиньи. Бесплодный спор является самым известным и веселым способом провести время, имей он место хоть в столице, хоть в нашей Мессе. Впрочем, вернемся к нашим спорщикам.
- Нет, ты ж все-таки сравни, а то без мерки и без подсчету всяк глотку рвать может!
- Ну вот и сравню... Тебе назло!
- Ну вот и сравни! А пасля посмотрим, кто в выигрыше - то остался! Ножка ведь, ножка... а шейка!...
- Хватит рассусоливать, товар давай!
- Щас даем... Вот назло же тебе, не мне, будет, назло... Ох, назло!... На мешок! Со свиннями... двумя!
- Кольки возьмешь - то?
- Коли по - честному, да с наценочкой, энто на крыла два выйдет, не ме...
- Ах ты гад! Обманщик!... Вымогатель!... Да за эти кожаные мешки с хрящами я бы и двух хвостов не дал! Очумел, что ли? Постоянным покупателям - скидка!
- Сам ты мешок... с жиром! Но цену сбавлю до... м - м - м... по справедливости б надо, по справедливости... до трех хвостов... То есть четырех. И деньги вперед! - прикрикивает Бестолкин.
- Вымогатель... живодер... супостат... грабитель... Держи свои деньги, держи! - скрепив сердце, Кусиков сует «вымогателю» несколько бумажек. Товарищ пересчитывает их и удовлетворенно изрекает:
- Ты тут еще поругайся... Во - о, вот это дело! Лови товар! - Бестолкин перебрасывает свинозаводчику брыкающийся мешок. Кусиков, скептически его оглядев, буркает «Пока» и, пошатываясь, бредет домой.
- Купил я все, купил! - кричит он своей жене. - Щас покажу... Пойдем в курятник...
- Пил? - прищуриваясь, спрашивает пани Кусикова. Ее супруг идет к сараю с курами и неопределенно мычит.
Свинозаводчик заходит в курятник, кладет мешок на пол и медленно развязывает его. Кусикова глядит на мужа сверху. Он вздыхает, расправляется, наконец, с узлом и в курятнике воцаряется хаос - из мешка выбегает одна толстенькая свинья на тоненьких ножках.
*Абьява - объявление, реклама **Зараз - сейчас