Найти тему
Маша Чернова

Ритм истории. "Новое средневековье" Н. А. Бердяева - о нас или нет?

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Что бы ни говорили о фанатизме и невероятной жестокости Ленина и Дзержинского в частности и большевиков вообще, но всё-таки они наиболее интеллектуально развитую часть своих последовательных оппонентов не перестреляли в подвалах Лубянки и не зарыли в ближайшей выгребной яме, а посадили на приснопамятный "философский пароход" и выслали из "Страны Советов". Л. Д. Троцкий объяснял это так: "Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". Да уж... Большевики более поздней генерации, вроде Сталина, Молотова, Ежова, Кагановича нашли бы тысячи поводов. А будь на месте большевиков нынешние деятели ЕР или ОНФ, они подсуетились бы и организовали бы оппонентам лет 15-20 строгого режима за педофилию, некрофилию, измену вкупе с оскорблением чувств верующих и незаконной просветительской деятельностью, тут сомнений быть не может...

Всего были изгнаны с Родины более 160 человек, в их числе: Николай Александрович Бердяев (о работе которого эта статья), Сергей Николаевич (о. Сергий) Булгаков, Иван Александрович Ильин (будущий сторонник нацизма, я уже писала о трогательной любви к нему нашего обнулённого властелина), Лев Платонович Карсавин, Николай Онуфриевич Лосский, Питирим Александрович Сорокин (фактический основоположник современной социологии), Фёдор Августович Степун, Сергей Евгеньевич Трубецкой, Семён Людвигович Франк и многие, многие другие...Экономисты, инженеры, учёные самых разных специальностей... Были, так сказать современным канцеляритом, русофобы, либерасты, подрывающие генетический код нытьём, незаконные просветители и представители нежелательных организаций.

Случилось это в 1922 году, а уже в 1923 году Бердяев начал работу над "Новым средневековьем", и уже в июле 1924 года оно увидело свет в берлинском издательстве "Обелиск". (В России впервые опубликовано в двухтомнике "Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства" в издательстве "Искусство" в 1994 году). Произведение определённо до сих пор заслуживает внимания и изучения. Есть в нём места, мягко выражаясь, вызывающие вопросы, а есть такие, которые поражают своей актуальностью и точностью, как будто написаны сегодня.

Начнём...

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

"В истории, как и в природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъёмы и спуски. Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни. говорят об органических и критических эпохах, об эпохах ночных и дневных, сакральных и секулярных. Нам суждено жить в историческое время смены эпох". Нам - тоже.

"Россия - в этом своеобразие её судьбы - никогда не могла принять целиком гуманистической культуры нового времени, его рационалистического сознания, его формальной логики и формального права, его религиозной нейтральности, его секулярной серединности. Россия никогда не выходила окончательно из средневековья, и она как-то почти непосредственно перешла от остатков старого средневековья , от старой теократии к новому средневековью, к новой сатанократии. В России и гуманизм переживался в предельных формах человекобожества, в духе Кириллова, П. Верховенского, И. Карамазова, а совсем не в духе западной гуманистической истории нового времени. Вот почему России в переходе от новой истории к новому средневековью будет принадлежать совсем особое место. Она скорее родит антихриста, чем гуманистическую демократию и нейтральную гуманистическую культуру". Родила. Сталина с мехлисами, ежовыми и жуковыми. И иже с ними.

"Истина должна быть принята свободно, а не принудительно. Истина не терпит рабского к себе отношения. Этому учит нас христианство". В наше время скорее вспомнишь не христианское "истина сделает вас свободными", а из "Воли к власти" Ницше (или скорее его сестры): "Словом, чем поверхностнее и грубее понимать мир, тем он является нам ценнее, определённее, красивее, значительнее. Чем глубже мы всматриваемся в него, тем более исчезает наша оценка его, - надвигается бессмыслица! Мы создали мир, который имеет ценность! Поняв это, мы поймём также, что уважение к истине есть уже следствие иллюзии..." И в другом месте: "Что есть истина? (Inertia; та гипотеза, которая сопровождается удовлетворением; наименьшая трата духовной силы и т.д.)".

"Россия, стоящая в центре Востока и Запада, хотя страшным и катастрофическим путём, получает всё более ощутительное мировое значение, становится в центре мирового внимания". Исключительно как источник потенциальной опасности, что исходит от безумных и лживых предводителей, от странных и страшных идей, от накопленного оружия...

"Жизнь в самой России есть мука, согласие на жертву и подвиг, на унижение". А как же хочется просто - жить!!!

"Русский народ, как народ апокалипсический, не может осуществлять серединного гуманистического царства, он может осуществлять или братство во Христе, или товарищество в антихристе". Если большевизм постепенно стал эволюционировать из безусловного товарищества в антихристе если не в братство во Христе, то хотя бы в подобие католического Чистилища с некоторыми специфическими особенностями, то наш противоречивый и лишённый и секулярности и сакральности режим - он чей, он что? Зло - безусловно. А вот что касается прочих аспектов - Бог знает... Или тот, чьё число зверя...

Маленький бонус: очень короткая цитата из другой работы Бердяева в том же двухтомнике - "О "вечно бабьем" в русской душе" (1915).

"Русский народ слишком живёт в национально-стихийном коллективизме, и в нём не окрепло ещё сознание личности, её достоинства и её прав". А большинству и до сих пор не надо. Лишь бы наливали и хвалили за стадность. А к тем, кто осознаёт себя личностью, да ещё и личностью, имеющей достоинство и права, у них подход стандартный, в соответствии с методичками и шпаргалками барина:

Скриншот из провластного паблика в социальной сети.
Скриншот из провластного паблика в социальной сети.

Читайте Бердяева. Это полезно.