Найти в Дзене
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Кто такая Гвен Франкон Дэвис? Забытая актриса, Дама - командор, легенда империи.

У этого портрета очень интересная история. На нем изображена актриса, которая похожая на волшебницу. Имя этой актрисы напрочь уже забыто теперь, а когда-то ее слава бурно гремела на театральных подмостках, ей пытались подражать, для нее писали пьесы, и о ней спорили все театральные критики, бурно восторгаясь и столь же бурно ругая. Я напомню ее имя широкой публике.

Гвен Франкон-Дэвис, дочь Дэвида Фанкона-Дэвиса, известного певца - баритона того времени, родилась в Лондоне 25 января 1891 года. Она получила образование в школе графства Южный Хэмпстед, а затем училась за границей. Будучи еще совсем юной, почти - подростком, она отчаянно стремилась попасть за кулисы, чтобы увидеть Эллен Терри, для которой прочитала отрывок о зельях из "Ромео и Джульетты, волнуясь и сбиваясь. Но она сумела покорить звезду своим обаянием и искренностью, силой темперамента, и Терри оказала ей ту поддержку, в которой Гвен так нуждалась.

В 1911 году наследница громкой артистической фамилии уже дебютировала в роли бродяги в шекспировском "Сне в летнюю ночь".

Гвен Франкон-Дэвис стала самой известной актрисой классической сцены. Ее стаж работы составил примерно восемьдесят лет. В первые годы именно ее певческий голос, хорошо поставленный европейскими педагогами и отцом, принес ей работу; она успешно гастролировала в музыкальных комедийных шоу и пела на концертах.

К 1921 году она играла главные роли в Бирмингемской репертуарной труппе под руководством великого актера-менеджера сэра Барри Джексона. Там она сыграла роль Евы в фильме Джорджа Бернарда Шоу "Назад к Мафусаилу" в 1923 году. Гвен играла главные роди вместе с великими актерами и актрисами того времени. Ее долгий «роман» с Шекспиром и героинями его пьес начались с Корделии в "Короле Лире" (1924), а позже она играла Клеопатру, Порцию, Титанию, Офелию, Регану, Беатриче, королеву Катарину, леди Макбет. И Джульетту в "Ромео" - блестящей постановке Джона Гилгуда в 1924 году, которая была ее самой известной ролью.

Но сама она всегда считала главным достижением своей жизни создание южноафриканского драматического театра, Этим Гвен занималась активно и плодотворно, вместе со своей подругой Мардой Ванн, уроженкой Южной Африки, с 1943 по 1964 год.

В последний раз она появлялась на сцене в "Дяде Ване" Антона Чехова в 1970 году, но продолжала выступать на телевидении и радио, записав свое последнее телевизионное выступление в возрасте 100 лет. Гвен Франкон-Дэвис обладала редкой способностью отождествлять себя с ролью, которую она играла, до такой степени, что, находясь на сцене, она сама, по ее словам, “перестала существовать”. Она поселилась в маленькой деревушке недалеко от Холстеда в Эссексе в коттедже 17-го века, практически не затронутом технологиями и всякими новшествами 20-го века, где она наслаждалась садоводством. Отчаянно независимая, блистательная Гвен до конца жизни жила одна, в компании только своей кошки. Гвен Франкон - Дэвис была кавалером ордена Британской Империи, Дамой - командором. Удостоена актриса была этой чести в 1991 году. Дама Гвен умерла у себя дома 27 января 1992 года, сразу после своего сто первого дня рождения!

-2

Об истории создания блестящего и необычного во всем, вплоть до позы и цвета костюма, портрета легендарной актрисы сохранились воспоминания Люси Гиннесс де Ласло, супруги художника. Она писала в своем дневнике об интересной истории создания портрета, который, кстати, должен был служить иллюстрацией к рассказу о технике де Ласло /в книге критика и искусствоведа К Холма «Как это делается» /

«Филипп ужасно устал : и морально, и физически. 27-28 числа мистер Холм был в студии, чтобы сфотографировать картину мисс Франкон - Дэвис для тома, который он выпустит о том, как Ласло пишет портреты. Жаркие дни, захватывающая атмосфера. Я присутствовала при начале сеансов, и Пипо. был взвинчен, силен и уверен в себе для этого испытания. Целый день был посвящен этой работе. Было сделано около 150 фотографий. Мисс Ф. Дэвис была великолепна в своем прекрасном платье от Ричарда Бордосского. Позирование было для нее мучительным. Я промассировала ей затылок в паузе.... Пипо был настолько активен, что мистеру Холму пришлось ждать момента, когда он начнет накладывать краску на холст. Портрет полон жизни и экспрессии! Леди приходила оба дня.»

****

Замечу, то на сеансы был также приглашен таже редактор, журналист А. Болдри, который подготовил к печати два роскошно иллюстрированных тома, с фотокопиями портретов кисти Ласло, и книга раскупалась мгновенно. Особо критиками и прессой, среди всех прочих был отмечен портрет мисс Гвен Франкон – Дэвис. На портрете виден хорошо артистический темперамент актрисы, сила воображения которой позволяла ей полностью входить в тот образ, который она воплощала.

 Гвен Дэвис. Этюд к  портрету де Ласло.
Гвен Дэвис. Этюд к портрету де Ласло.

Интересно также, что мисс Г. Франкон - Дэвис была написана Уолтером Ричардом Сиккертом (1860-1942) в 1932 году, как Изабелла Французская. (холст, масло, галерея Тейт).