Здравствуйте, друзья. У нас растет дочка с диагнозом аутизм, сейчас ей восемь лет, и мы уже прошли через многие проблемы, которые могут подстерегать родителей с детьми с аутизмом (или ЗПРР, алалией, отставанием в развитии) помладше. Хочу рассказать о нашем неудачном опыте работы с некоторыми специалистами, и наблюдениях, которые я сделала для себя, может быть, кому-то они будут полезными, помогут в выборе дефектолога, логопеда, АВА-тераписта, психолога, тьютора и так далее. Конечно, я не буду называть никаких фамилий, это собирательный образ, вряд ли можно найти такого человека, сочетающего в себе все негативные моменты))), но о двух "специалистах-абьюзерах" расскажу отдельно во второй части статьи.
Первое, на что стоит обратить внимание, это "давление авторитетом". Когда специалист настаивает на том, что "вы не сможете, вы не знаете, вы не умеете, или вы уже все сделали плохо, все не так, а я смогу, потому что у меня профильное образование" - это чаще всего оказывается не очень грамотный специалист. Спору нет, конечно, профильное образование, как и опыт работы, очень важны, но ведь и родители чаще всего не умственно-отсталые, это итак понимают, и намеренное принижение их способности позаниматься со своим ребенком обычно способ самоутверждения самого специалиста. Хорошему специалисту нет нужды самоутверждаться таким образом, о работе чаще всего говорят не слова, сказанные родителям, а результат, который виден по ребенку.
Принижение и пренебрежительное отношение к другим специалистам, любой направленности, другим детским центрам, и так далее. "Никто, кроме меня". - это, мягко говоря, не так. Есть огромное число специалистов, и даже если их нет, допустим, в вашем маленьком городе, многие сейчас работают онлайн. Это обычно не проблема.
Наверное, лишним будет упоминать, что нужно бежать от специалистов, которые позволяют себе прямые оскорбления вас, вашего ребенка и ваших действий или других детей или их родителей. У нас был специалист, который позволял, если бы его не было, наверное, не появилось бы этих предложений, потому что даже в самом страшном сне я не могла бы себе представить этого.
Далее, я бы обратила внимание на то, когда специалист, напротив, пытается к вам "подлизаться". "Чрезмерная похвала" - ничуть не лучше давления авторитетом. Например, один специалист спросил, какое у меня образование, и, услышав, что высшее, принялся расхваливать меня уже только по этому моменту, мол я умная, со мной будет легче работать. Выглядит это фальшиво и отвратительно. Либо специалист слишком сильно расхваливает ваши занятия с ребенком. Бесспорно, вы заслуживаете похвалы, но иногда похвала совершенно несоразмерна результату, специалист намеренно лукавит, и это очень чувствуется.
Далее, для меня было бы важно, если специалист вместо своих прямых обязанностей начинает делать то, что его не просили. "Непрошеные советы", не касающиеся ребенка, занятий, каких-либо материалов к ним, умелок ребенка обычно не очень хорошо воспринимаются. Например, одна психолог, с которым мы как-то столкнулись в одном из детских центров, накатала мой психологический портрет и все занятие рассказывала мне обо мне. Портрет был не плох, все было в пределах разумного, но я ее совершенно не просила об этом, более того, я не выбирала ее, как специалиста, она просто работала в этом центре).
Далее, это уже касается АВА-терапистов по большей части, я бы не пошла к тому специалисту, который предлагает заниматься без программы или по чужой программе. Это очень непрофессионально, и по большей части бессмысленно. Любой ребенок индивидуален, а уж ребенок с РАС особенно. Не соглашайтесь работать без программы, обычно хорошие специалисты АВА и сами будут настаивать на ней.
Далее, "Непрофильная диагностика" - я бы не стала заниматься со специалистом, который ставит диагнозы вашему ребенку. Любой логопед и прочие специалисты это педагоги, а не врачи, они не имеют права выставлять или снимать диагнозы. Конечно, у многих из них уже "глаз наметан", но хороший специалист не станет восклицать "Да нет у вас никакого аутизма!", или что-то в этом роде. Он займется своими прямыми обязанностями, прекрасно понимая, насколько широка линейка РАС или что некоторые аутистичные черты могут сопутствовать другим диагнозам.
Кроме того, я бы не пошла к тем, кто начинает высмеивать диету БГБК и Биомед. Специалисты по занятиям с ребенком имеют полное право не разбираться в этом, но поднимать вас на смех, или более того, утверждать что-то типа "любой гастроэнтеролог вам скажет....." они не должны. Это лишь показывает их непрофессиональность и некомпетентность в этом плане. Они не врачи и не "гастроэнтеролог". Я бы не стала спорить с ним, просто ушла бы. Кроме того, как раз гастроэнтерологи сейчас начинают разбираться в диете, и "любой гастроэнтеролог")) вам скажет, что конфеты, сладкая газировка и макароны это не очень полезная еда для ребенка, а аллергия на коровий белок - казеин - самая распространенная.
Кроме того, конечно, есть еще многие моменты, которые должны насторожить именно вас, чтобы не попасться к "не своему" специалисту: слишком высокий или низкий темп занятий, слишком громкий или тихий голос, слишком добрый или слишком строгий, просто какая-то антипатия между специалистом, и вами или ребенком - все мы люди и все мы разные, но это уже более личные качества, необходимо выбрать такого, чтобы ребенок с радостью шел на занятия, и после занятий получал какие-то новые знания, и кроме того, чтобы вы тоже чувствовали себя комфортно, однажды мне довелось "попасться" на двух специалистов-абьюзеров, расскажу об этом в следующий раз и жалею, что не ушла сразу же после первого занятия))))