Этому зданию предстояло стать первым, то есть самым высоким. Проект ближайшего конкурента ясно обозначал фору - полметра. Что именно перевернуло ситуацию с ног на голову, теперь и не скажешь точно: беспечность застройщика, поверившего заявленным цифрам, или неистребимое желание его визави чем-нибудь да померяться. Как бы там ни было уже через месяц зыбкое преимущество первого было утрачено благодаря появлению 38 метрового шпиля на башне Chrysler Building.
Похорошел ли в результате город - вопрос неоднозначный. А вот в истории гонки за небо этот факт несомненно сыграл роль вишенки на торте. Небоскрёбы делают Нью-Йорк узнаваемым и, как бы кому не нравилось, именно они стали чуть ли не самым метким воплощением американского духа и мечты. Тем более, интересно узнать, с чего всё начиналось и так ли уж остро всегда стоял вопрос: у кого длиннее кто выше?
Первым небоскребом в Нью-Йорке считается Обсерватория Латтинга, названная так в честь человека финансировавшего её строительство. Он заказал проект архитектору Уильяму Ноглу специально для демонстрации на Выставке промышленности всех наций, которая проводилась в 1853 году. Шестиугольное сужающееся к верху сооружение из бревен и досок не обладало архитектурными достоинствами. Зато стало великолепной смотровой площадкой. Если быть точным, таковых внутри её 96 метровой конструкции было три и последняя находилась всего в нескольких метрах от макушки.
Поднимавшаяся туда публика могла через телескопы разглядеть самые дальние улицы города и даже окрестности Нью-Йорка. Народ просто млел от восторга, забывая порой о главной достопримечательности выставки - Хрустальном дворце.
Говорят, инвестор собирался оборудовать Обсерваторию лифтами. Но идея была слишком уж дерзкая, поскольку предельной высотой для этого устройства на тот момент считались 23 метров по вертикали. Впрочем, по некоторым данным, изобретатель Элиш Оттис всё-таки воспользовался случаем, чтобы продемонстрировать свою очередную новинку - улавливатель лифта.
После выставки Обсерватория была продано. Новые владельцы укоротили её до 73 метров и, почему-то, даже не задумались о том, что за бесплатно отдают только что завоеванную пальму первенства обратно церкви Троицы в Нижнем Манхеттене. Благодаря своему длинному шпилю она царила над Нью-Йорком до 1890 года. А менее стойкий конкурент уже на третьем году своей жизни оказался в центре крупного пожара, причиной которого стала близлежащая бондарная лавка, и сгорел дотла.
Известно, высказывание Гюстава Эйфеля будто бы идея его башни пришла к нему из Америки. А значит если не памятником архитектуры, то предметом вдохновения для гениальной парижской конструкции Обсерваторию Латтинга можно считать по праву. И это немало.
Кстати, в качестве рекордсмена высоты Церковь Троицы вырвалась в лидеры даже в общенациональном зачете. Только в 1869 году, после завершения строительства в Чикаго церкви Святого Михаила, ей пришлось потесниться на пьедестале.
А вот в Нью-Йорке новый покоритель неба появился в лице здания New York World Building. Его занимала редакция не существующей ныне газеты New York World, основателем которой был небезызвестный Джозеф Пулитцер.
Как и в церкви, проект предусматривал шпиль, венчающий купол здания. Но даже без него новая конструкция была выше на целых 9 метров, а вместе с ним - достигала почти 106,5 метров. Про вместимость даже говорить нечего. Новый вид рабочих помещений - офисы, гарантировали комфортные условия пребывания 4 тысячам сотрудников.
Странно, что при наличии такой статистики и даже вполне качественных изображений, не сохранились точные сведения насчет этажности здания. Кто-то говорит о 16 , а кто-то о 30 этажах. Возможно дело в куполе. На его счет известно только то, что внутри один из уровней занимал кабинет медиа-магната с потолком, украшенным фресками, и стенами, обтянутыми тисненой кожей.
К сожалению по части долголетия New York World Building тоже не смог тягаться с культовым сооружением. В 1955 году во время расширения въезда на Бруклинский мост его пришлось снести. Правда, новая высота была взята задолго до роковой даты.
Manhattan Life Insurance Building поселился в финансовом районе Нью-Йорка в 1894 году. Это был первый небоскреб в Манхэттене преодолевший отметку в 100 метров без помощи шпилей и прочих ухищрений. В его 106 метрах уже проглядывают амбиции компании-владельца.
Манхэттенская компания по страхованию жизни явно хотела гораздо большего, чем просто размещать сотрудников. Отсюда элементы французского ренессанса и необычная U-образная конструкция моста-перекрытия. Впрочем, от скоропостижного сноса его не спасли даже массивные пристройки. В 1930 году оно уступило место под штаб-квартиру Irving Trust Bank.
Эстафету рекордов в 1899 году принял Park Row Building, еще один олдскульный офисный человейник. Во многом благодаря его 119 метрам в обиход вошел сам термин - небоскреб. Местопложение на Парк-Роу предопределило его название, но было и другое - производная от компании владельца земельного участка Ivins Syndicate Building.
Автор проекта Роберт Робертсон использовал при строительства здания стальной каркас, благодаря чему считался пионером этой техники.
В здании насчитывается 26 полных этажей. Еще три этажа занимают боковые башенки. Они щедро украшены кариатидами и скульптурами. А всё вместе создаёт даже у неискушенного зрителя ощущение уже виденного однажды. И не удивительно, ведь композиция позаимствована у барочных церквей.
Правда, автору не смотря на расшаркивание перед традиционными ценностями, всё равно немало досталось от коллег, называвших здание монстром. Куда приятнее для были впечатления простых горожан. Возможно, габариты здания повышали их самооценку как жителей Нью-Йорка.
2000-е годы показали, что у владельцев этой недвижимости всегда есть шанс оставаться в тренде. Так после масштабной реконструкции из здания вывели большую часть офисов, а все этажи, начиная с 11, переоборудовали под апартаменты. Как говорится, велкам!
Планка высоты оставалась неизменной на протяжении 9 лет. Пожалуй, по меркам города поглощенного зарабатыванием денег, срок немалый. Новый качественный рост с компанией Singer. Её глава Фредерик Борн играл на повышение куда серьёзнее, чем его предшественники.
Штаб-квартиру промышленного гиганта он видел выше на целых 67 метров. Не спроста проектировать Singer Building был приглашен человек, проверенный не только временем, но и вкусом.
Архитектор Эрнест Флэгг не искал новых форм. Применительно к амбициям и задачам текущего момента он развивал уже сложившиеся - ренессанс, барокко... Так на Бродвее выросла 47-этажная коробка с причудливой башенкой на самом макушке. Выглядело это чем-то средним между колокольней и трестом "Жилдормехпром". Но заказчика вплоть до начала 1960-х годов всё вроде бы устраивало.
Проблемы начались с новым владельцем. Уильям Зекендорф сам был выдающимся застройщиком, во многом сформировавшим архитектурный ландшафт Нью-Йорка. Для него приобретение, судя по всему, было лишь частью более грандиозного плана. Поэтому он так настойчиво старался втюхать его нью-йорской бирже.
В конечно итоге новым правообладателем стал крупнейший мировой производитель стали - компания U. S. Steel. Она же вкупе с соседним сооружением делала приобретение для того, чтобы расчистить место под новое строительство. И добилась таки своего в 1968 году. Появившаяся к тому времени Комиссия Нью-Йорка по охране достопримечательностей готова была присвоить зданию охранный статус. Но дело оказалось слишком хлопотным и дорогим для бюджета.
На момент сноса Singer Building было самым высоким разрушенным зданием в мире. Этот антирекорд удалось побить только 11 сентября 2001 года, когда захваченные террористами самолёты уничтожили башни-близнецы Всемирного торгового центра. Но об этом рассказ в следующей публикации.
.