Найти тему
Чтец смыслов

И сделал Он именно женщин первыми свидетельницами Своего Воскресения

Священноисповедник Лука (Войно–Ясенецкий)

Из Слова в Неделю жен–мироносиц

В третье воскресенье после Пасхи Святая Церковь вспоминает и прославляет святых жён–мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова, потому что Господь благоволил, чтобы именно они первыми увидели Его воскресшим из мертвых.

Господь знал, что женское сердце чрезвычайно чутко и полно любви, что оно постигает всё великое, таинственное и святое гораздо легче и проще, чем постигают мужские, более твёрдые сердца, ибо мужчинам свойственно всё принимать рассудочно и верить прежде всего тому, в чём удостоверяет их собственный ум. Женщины же не размышляют так много, долго и глубоко, как мужчины; они всю правду и истину охватывают быстро и легко своим сердцем. <…> Сердце есть орган высшего познания, нашего общения с Богом, со всем потусторонним миром. Женское сердце гораздо в большей степени обладает такой способностью.

И потому да не смущается никто тем, что Господь Иисус Христос сначала явился святой Марии Магдалине и другим женам–мироносицам (Мф. 28, 1–10) и только потом святым апостолам. Он знал, что у апостолов сердца мужские и им труднее воспринять истину его Воскресения, чем женам–мироносицам, потому–то и сделал Он именно женщин первыми свидетельницами Своего Воскресения.

Святая Церковь верует, что Господь прежде всего явился Своей Пречистой Матери. <…> И если мы нигде не находим записи о явлении Господа по Воскресении Пресвятой Богородице, то это не значит, что этого не было. Несомненно, в Своей всеобъемлющей сыновней любви Он являлся Ей и имел с Нею самое глубокое общение. В этом не может сомневаться ни одно христианское сердце.

И вот ныне мы празднуем христианский женский день – день, когда в лице святых жён–мироносиц прославляется и превозносится женское сердце. Ныне мы празднуем святое право всех женщин на достижение самого высокого человеческого достоинства, неизмеримо более высокого, чем всякое достоинство политическое и гражданское, – право на святость, на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом. Ибо кто из земных правителей стоит выше равноапостольных Марии Магдалины и Нины, просветительницы Грузии? Кто их них стоит выше святых мучениц и великомучениц и огромного сонма преподобных жен? Это цвет человечества, это верх достоинства человеческого. <…>

Святым апостолам подражает весь христианский мир, святым женам–мироносицам должен подражать весь женский христианский мир. Все женщины должны идти по тому же пути, по которому шли святые мироносицы,– по пути самой горячей преданности, самой беззаветной любви ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вы не можете непосредственно приносить Ему свои заботы и труды, как приносили святые жены–мироносицы, но разве вы не слышали, что Он сказал о всех нищих и страждущих? Разве не знаете, что в лице каждого бедняка и несчастного Господь стоит перед вами, ожидая ваших забот? В Своём слове о Страшном Суде Он осудил людей безжалостных за то, что они не накормили Его, когда Он был голоден, не одели, когда был нагим, не посетили в больнице и в темнице. И когда грешники с удивлением спросили Его: Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе? Он сказал им в ответ: Истинно говорю вам: так вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25, 44–45).

Значит, и ныне каждому женскому сердцу, желающему излить любовь свою ко Христу, дана возможность это сделать. Заботы о меньших братьях Христа будут совершенно тем же служением Ему, какое несли святые жены–мироносицы. Мироносицами их называют потому, что они спешили ко Гробу с алавастровыми сосудами миро и ароматами, чтобы помазать тело умершего Господа Иисуса Христа. А вам надлежит принести Ему золотые кадильницы, наполненные фимиамом милосердия к бедным и страждущим.

Идите же этим святым путём ко Христу вслед за святыми женами–мироносицами и дойдёте до тех святых селений, где радуются они радостью вечной и безконечной.

Аминь.

1945 год