В 1916 году Российская императорская армия получила в своё распоряжение бронированную колесную машину поля боя, которая должна была относительно массово применяться в Первую мировую войну. А прототипом "колесного танка" на шасси Джеффери, известного в литературе под названием «Джеффери-Поплавко», стал сконструированный русским офицером Виктором Поплавко в 1915 году броневик снабжения "Чародей".
"Чародей"
Страна: Россия
Производитель: Ижорский завод/шасси Thomas B. Jeffery Company
Год выпуска: 1915
Кол-во: 1
Экипаж: 2
Бронирование: 4-5 мм
Вооружение: -
Боевая масса: 4-5 тн?
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.
Эта статья рассказывает о первой российской боевой машине на шасси грузовика Jeffery Quad 4017, ставшей прототипом серийных боевых машин, получивших название в литературе "Джеффери-Поплавко". Предыдущую статью о российских бронеавтомобилях можно прочитать здесь: Русские "офицерские" броневики. Часть 39. Броневик Соколъ. 1918.
Броневые машины Поплавко на шасси американского полуторатонного полноприводного грузовика Jeffery Quad были необычными во всех отношениях - от назначения и конструкции до предлагаемой тактики их использования. По своим тактическим задачам колесные бронемашины Поплавко были ближе всего к легким пулеметным танкам. История броневиков Джеффери-Поплавко хорошо известна и описана в многочисленной литературе о бронетехнике Первой мировой войны. Тем не менее случаются неожиданности. В своей статье "Бронеавтомобили Джеффери" в журнале "Техника и Вооружение" №3 за 2021 год Станислав Кирилец показал фотографию первого бронеавтомобиля, сконструированного Виктором Поплавко, который имел персональное название "Чародей". Эта машина сильно отличалась от серийных машин, выпущенных в 1916-м году и возможно станет "открытием года", из-за этой фотографии придется менять множество подписей к фотографиям в литературе и интернете.
Назначенный командиром 26-го автомобильного-пулеметного взвода (26 АПВ) бывший военный летчик Виктор Родионович Поплавко по личной инициативе решил оснастить свое подразделение бронированным подвозчиком боеприпасов. В штате 26 АПВ было два броневика "Остин" 2-й серии с именами "Черт" и "Черноморец" и пушечный "Гарфорд" с именем "Чудовище". Воевать взводу предстояло на Юго-Западном фронте, и, будучи сам уроженцев Полтавщины, штабс-капитан Виктор Поплавко хорошо себе представлял состояние дорог в этой части Европы. По первому году применения броневых частей было ясно, что расход боеприпасов у пулемётчиков вообще, а у пулемётчиков бронеавтомобилей в ещё большей степени, огромный и будет требоваться подвоз боеприпасов к непосредственно ведущим бой бронемашинам. Совместно с инженерами Ижорского завода было бронировано шасси грузовика Jeffery Quad 4017, которые только только начали поставляться в части РИА.
Одними из первых частей, которые получили на снабжение полноприводные американские полуторки, стали вновь формируемые автопулеметные взвода, которым вездеходная техника была наиболее необходима. Jeffery Quad получился истинно американской машиной - простой и ремонтопригодной, выпускавшейся большой серией. При общем выпуске в годы войны около 11 тысяч машин не менее пятисот машин попало в годы Первой мировой войны и в Россию. Капитан Виктор Поплавко, принимая материальную часть взвода на Ижорском заводе, предложил забронировать один из взводных грузовиков Jeffery Quad. К тому времени на Ижорском заводе имели опыт бронирования грузовиков, возможно даже имелся запас заготовок для бронирования шасси по типу артиллерийских машин Ижорского завода на шасси Паккард или Пирс-Эрроу.
Возможно для бронирования "Чародея", как по традиции иметь все боевые машины с названиями начинающимися на одну букву, в этом случае "Ч", назвали новый броневик, использовались заготовки для бронирования пушечного Паккарда. В составе взвода "Чародей" получил функции скорее машины снабжения и БРЭМ, чем просто грузовика. Ему полагалось не только подвозить боеприпасы, но и работать тягачом для боевых машин для их эвакуации с поля боя. Бронирование "Чародея" прикрывало только моторный отсек и отделение управления, причем кабина с задней стороны не была бронирована. Кузов машины имел бронированные борта и корму. Машина комплектовалась разборными мостками для преодоления канав и окопов. Вооружения броневик не имел.
Первый броневик конструкции Поплавко - "Чародей" заметно отличается от боевых серийных машин на шасси Джеффери. В его конструкции однозначно проявляется первоначальное назначение - подвоз боеприпасов: высокие борта кузова, отсутствие вооружения, отсутствие амбразур в листах кабины, плоская нижняя часть отделения управления, дверь с полукруглым верхом.
8 декабря 1915-го года 26-й АБВ Поплавко прибыл в Киев в Печерские казармы, а 30 декабря вошел в состав 7-я армии Юго-Западного фронта, в чью зону ответственности входила территория от Чёрного моря до границы с Румынией. Это был не самый активный участок фронта, до тех пор пока в войну не вступила сама Румыния. После месяца боевой работы "Чародей" показал себя как реальный вездеход, спокойно решая свои задачи вне дорог. Так как боевой работы было не много, командир взвода решил попробовать бронемашину в новой роли - ИМР - инженерной машины разграждения, которая могла с использованием лебедки и двух якорей растаскивала рогатки и проволочные заграждения на поле боя. После дополнительной доработки боевая машина получила возможность проделывать проходы на ходу без остановое. После успешных испытаний в конце апреля Виктор Поплавко предложил руководству 7-й армии создать боевые машины по типу "Чародея" для штурма укрепленных линий противника с ударным отрядом на борту и вооруженные пулемётами, которые как "Слоны Ганнибала" должны были обеспечить перелом в ведении боевых действий. В ходе ещё одной демонстрации возможностей боевой машины 10 мая 1916года перед начальником инженеров 7-й армии полковником Полянским и офицерами штаба 2-го армейского корпуса "Чародей" продемонстрировал свои тактические возможности: преодоление четырех рядов колючей проволоки на кольях, высадку ударного отряда, наводку легкого моста, при этом свободно перемещаясь по полю боя. В Петроград пошла положительная реляция, итогом которой стало создание Броневого автомобильного дивизиона особого назначения, в составе 30-ти бронемашин конструкции Поплавко.
Эта статья рассказывает о первой боевой машине на шасси грузовика Jeffery Quad 4017, ставшей прототипом серийных боевых машин, получивших название "Джеффери-Поплавко". Статью о первом серийном броневике можно будет прочитать здесь: Колесный танк Поплавко. "Джеффери". 1916. Первый серийный "Слон Ганнибала", как не получился БМП.
О грузовиках Jeffery Quad можно прочитать здесь: Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jeffery/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.
Источники:
Станислав Кирилец "Бронеавтомобили ДЖеффери". Техника и Вооружение. 2021, №3
Станислав Кирилец "Вездеход в Квадрате - "ДЖеффери". Грузовик-пресс. 2021, №4
Барятинский М. Б., Коломиец М. В. Бронеавтомобили русской армии 1906—1917 гг. — М.: Техника-молодёжи, 2000.
Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008