Найти тему

Учитель

Ответ: (Смирнов А. Е., 2001)

Вот тяжело мне будет слёта назвать тему — которая вызвала бы в моей голове бОльший сумбур…

Наверное в первую очередь учителем придётся называть человека, за которым находятся желающие следовать… При чём согласие такого человека самому прикладывать усилия, чтоб кого-то учить — совершенно не обязательно… Я совершенно согласен с восточной мудростью, что «бремя познания лежит на ученике»…

Второй момент — я бы конечно отделил момент про учеников в отдельную тему.

И такая грустная полу шутка (хотя скорее всего не шутка вовсе) «От тех — кто у тебя хоть чему-нибудь научился — нужно ждать чёрной неблагодарности.»

А вообще-то я с готовностью вернусь в дальнейшем к обсуждению этой темы по мере её продвижения. Для меня этот вопрос довольно туманен и не определён.

Очень важный момент, на мой взгляд — это «кого нельзя учить»…. СУПЕР-ВАЖНЫЙ момент… Сигал-сэнсэй в своё время сказал «нельзя брать в ученики мутантов»… Эээээххххх… Вот мне бы интересно было от всех послушать живые, конкретные примеры учеников-мутантов (за неимением лучшего термина) — если кому доводилось сталкиваться…

Реплика: (Michael, 2001)

В новой же теме предлагаю заранее определиться с терминологией. Поскольку в теме «методика обучения» (откуда, собственно, сюда и переехали) возникли некоторые неясности. Отмечу именно те, которые касаются моих скромных сообщений.

Когда я говорил об Учениках, то всегда имел в виду именно последователей, т.е. УТИ-ДЭСИ. Ведь еще раньше мы договорились, что именно Ученик, это не просто индивидуум, посещающий занятия Учителя (т.е. не совсем морская свинка, хе-хе).

Говоря же об Учителе, я говорил прежде всего о Мастере, причем о Мастере практикующем и имеющим свое ДОДЗЁ (а не клуб или спортивную секцию). И если у такого Мастера есть хоть один настоящий ученик (УТИ-ДЭСИ), которого Мастер ведет по Пути не для эксперимента, а как продолжателя своего и последователя, то это УЧИТЕЛЬ. Если же Мастер перешел на некоторую ступень, когда его не заботит вопрос воспитания УТИ-ДЭСИ, то он может быть Великим Мастером, но Учителем почти не является. «Почти» — потому что кто-то может учиться у него, на его примере, но не называя себя его Учеником.

Вот примерно такой расклад взаимоотношений у меня пока получается.

Ответ: (Смирнов А. Е., 2001)

А вот тут уже очень сильно от личной ситуации Мастера зависит. Как правило у каждого свои причины брать-не брать УТИ-ДЭСИ… Хотя если будущий ученик особую настойчивость проявит… Кстати в подобной ситуации и от личности ученика тоже много будет зависеть…

Реплика: (jack, 2001)

Под мутантами можно понимать что угодно. Если говорить более конкретно: наиболее яркий пример — один из учеников моего тренера. Мой сэнсей всегда выбирал учеников с «бойцовским» характером, моральные аспекты его не очень беспокоили. Поэтому такой товарищ и оказался в «наших рядах». Он был достаточно массивным и злобным, в добавок имел за плечами «опыт» боксёрской секции. Даже находясь в стороне от всяких событий (в сэйдза!), он неадекватно реагировал на случайно брошенный взгляд (даже, если это был взгляд весьма хрупкой девушки). Если бы не сдерживание окружающими (в том числе и мной) — он бы «спарринговался» постоянно. В последствии он стал рэкетиром (а потом — напёрсточником :-О)

Ещё, наверное, к мутантам можно отнести любого из наших учеников, бросивших занятия БИ.

Рассказ: (Шура-Ботаник, 2001)

Дорогие участники форума!

Я долго колебался перед тем, как поместить на форуме некролог. Я обязан это сделать именно потому, что ушедший Человек был настоящим Мастером БИ и Учителем, отдал этому делу всю свою недолгую жизнь, все отпущенное ему время.

Норберт ван Зёст, голландец, в прошлом году ему исполнилось 59. Начал заниматься дзю-до в 12 лет. Позже был чемпионом Голландии по ката. Потом параллельно занимался джиу-джитсу. Вместе со своим тогдашним наставником по дзю-до начали изучать айкидо, для этого ездили в Бельгию на тренировки. Я говорю о начале 60-х, тогда айкидо в Европе было чем-то совершенно новым. Я видел удостоверение N2 голландской федерации айкидо. Через всю свою жизнь он пронес особенную любовь именно к айкидо. Он никогда не обсуждал тему эффективности – у него не было оснований сомневаться. Незадолго до своей смерти я рассказывал ему о нашем форуме, и мы, естественно, заговорили про Сигала-сэнсея. Он сказал: «А знаешь, Александр, я недавно прокрутил техники из его фильма в замедленном темпе. Какая красота! Все точно и безукоризненно. Вот это и есть настоящее айкидо, вот таким и я его себе представляю!»

Иногда с ним бывало нелегко. Как нелегко бывает с человеком, которого часто обманывали, бессовестно пользовались его доверием и готовностью чистосердечно поделиться знаниями, которые он накопил. Должен ли Учитель учить? Не знаю. Сейчас я подумал о том, что многое сам находил в книгах, учебных фильмов, а потом приходил к нему, показывал и спрашивал: правильно? Вот тогда получал подробное разъяснение или даже индивидуальную тренировку, а потом давал… другую книгу или кассету. Он ценил желание узнать, может так и надо? Зачем же показывать и рассказывать всем? Это будет наша всеобщая средняя школа, где преподавание рассчитано на «среднего» ученика.

Норберт всегда оставался человеком достойным, настоящим Мастером, мастерство которого измеряется не только фуфло-данами. 7-й фуфло-дан джиу-джитсу (8-й присвоили, но не успели вручить), 5-й фуфло-дан дзю-до, 3-й фуфло-дан айкидо от Хирокезу Кобаяши-сэнсея. За последний сертификат Норберт поскупился заплатить деньги, увы, прав ТСБ, не смог он разбогатеть, тренируя в своем додзе. Кроме того, он ошибочно считал, что Кобаяши-сэнсей умер. «Зачем мне теперь эта бумажка? У меня есть уже две, мне достаточно».

В Германию перебрался, если не ошибаюсь, в 1969 году. С тех пор принадлежал к школе Асаи-сэнсея. Последний, увы, его фуфло-данами не баловал, потому что Норберту не нравились местные правила игры и он открыто высказывал свое мнение, в том числе, и самому сэнсею. Вместе с тем, он всегда повторял: «Асаи-сэнсей – самый лучший айкидока в Германии и у него есть чему поучиться». Мне он рассказал одну историю. Один из очень известных и уважаемых мастеров айкидо, отошедший от Айкикай и основавший свое собственное направление (не буду называть его имени), посетил Германию с семинаром. После семинара он пригласил Норберта к себе и предложил ему расстаться с Айкикай и представлять его направление в Германии. «Естественно», было сказано, «Вы получите сразу 4-й или 5-й фуфло-дан, Вы более чем заслужили его». Норберт отказался. «Я принадлежу к федерации Асаи-сэнсея, которого я считаю здесь самым лучшим. У меня нет оснований покидать эту федерацию, это было бы бесчестным поступком». Мастер так и не понял Норберта и очень обиделся.

Норберт был одним из первых в Европе, кто начал заниматься иайдо. Заезжие японские мастера предложили ему «почетный первый фуфло-дан» (где-то я такую формулировку видел у нас на форуме!). Норберт отказался, сказал, что он недостаточно хорош для черного пояса. Его уговаривали, убеждали, что так «надо для развития БИ». Он остался тверд в своем решении.

Его звала Япония, он хотел ехать туда в третий раз, учиться дальше ( в свои 59 лет). Все уже было запланировано на май. Не суждено было. И еще одна фраза, которую он произнес задолго до своей кончины: «Если бы я знал, что мне предстоит умереть, я бы хотел умереть на татами, во время тренировки. Здесь прошла вся моя жизнь. А как подумаешь, как маются старики, за ними ухаживают, это так печально…» Он не умер на татами. Он позвонил мне в понедельник 5-го февраля и пожаловался на недомогание и отменил тренировку в университете. Через неделю, 12 февраля, позвонил уже из больницы и сказал, что серьезно болен и не сможет прийти. Он всего неделю пробыл дома после «выписки» из больницы. 23 февраля его не стало. Ухаживать за ним долго не пришлось. И еще никогда в своей жизни не видел такого количества плачущих мужиков.

Мне довелось всего год с небольшим поучиться у него, всего ничего. Мы часто спорим тут, на форуме, каким же он должен быть, Мастер и Учитель. Норберт был им. Я попрощался с ним 25 февраля. Он лежал, одетый в дзю-дошное кимоно. Похоронили его в Голландии. Пусть земля ему будет пухом.

Ответ: (Смирнов А. Е., 2009)

Дорогущий! Дорогущий! Дорогущий Шура!

Я свято верю, что ты разгребёшся со своими мелко-житейскими козлонеурядицами и наконец-то снова не спорадично, а регулярно будешь радовать нас своим плотным присутствием на нашем ресурсе!

Сквозь микротолщу времени, глядя на этот твой мега-душевный и настолько полезный пост — у меня не может не защемить сердце кроме прочего — на глубину, с которой в мозг «среднего обывателя» -= было чуждыми нам азиатами — втемяшена риска на шкале измерения клёвости (в том числе и навыка) того или иного человека — чуждыми нам по жизни фуфло-данами!!!

Замечательного человека — проводившего с тобой время, в том числе и в попытке привить тебе навыки БИ — мы, благодаря твоему посту — будем вспоминать добрым словом снова и снова! Ибо дело штудирования наших архивов слава Богу, пока ещё не умерло!….

Вопрос: (Orelenok, 2009)

Так кто же эти мутанты-то? Вы так и не объяснили!

Ответ: (Смирнов А. Е., 2009)

Picture’s worth a thousand words!

https://www.youtube.com/watch?v=xkoV7Ofx3Uo&feature=youtu.be

Вообще тема безусловно требует правильного и тщательного продолжения… Я бы с удовольствием ударился в сравнительный анализ атрибутов мутанта — позволяющих выделять и отдалять таких — на ранних периодах «вхождения оных в свою зону контроля»