Найти в Дзене
Я ИЛИ МЫ

Реминисценция советского дизайна. Что такое реминисценция? Связь авоськи и шопера? Аналог концепции "Apple"

Оглавление
 Советский агитационный текстиль 1920-1930 годов
Советский агитационный текстиль 1920-1930 годов

Что такое реминисценция?

— элемент цитирования или заимствования, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же тему.

По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое.

Реминисценция советского дизайна в отечественном дизайне на примере авоськи.

Современный дизайн – это совокупность всего наследия человечества, в том числе и советских достижений. В качестве наглядного примера для рассмотрения лучше всего взять периоды середины двадцатого века и начала двадцать первого века. Так как прогресс не стоит на месте, сразу становится понятно, что весь мир сделал большой скачок в развитии технологий. Человечество сумело заменить ручной труд на машинный и более того, создать искусственный интеллект.

Пример советской авоськи.
Пример советской авоськи.

Говоря об отечественном дизайне предметов быта, хочется упомянуть о таком простом и удивительном предмете как авоська.

-3

Иммигрировав из советского дизайна, авоська стала не просто средством экологичного переноса продуктов и других вещей, но и модным элементом современного образа.

-4

Именно такая модель сумки стала аналогом шоперов, которые на сегодняшний день можно увидеть на каждом плече.

Шопер - это универсальная, вместительная и прочная сумка для ежедневного пользования, способная заменить все остальные сумки.
Шопер - это универсальная, вместительная и прочная сумка для ежедневного пользования, способная заменить все остальные сумки.

В 2000-ых годах отношение к экосумкам в корне поменялось. И все благодаря британской экологической кампании «I’m not a plastic bag», которая призвала отказаться от полиэтиленовых пакетов в пользу безопасных изделий. Отечественные дизайнеры, с радостью подхватили эту тенденцию, вернули в повседневную жизнь советскую авоську и превратили экосумку в стильный аксессуар, привлекающий внимание к серьезной мировой проблеме.

Всеобщее внимание к сумке-шопер появилось тогда, когда еще в 1886 году газетчик Джаспера Мик начал печатать на сумках рекламу магазина обуви Cantwell's Shoes из Огайо.
Всеобщее внимание к сумке-шопер появилось тогда, когда еще в 1886 году газетчик Джаспера Мик начал печатать на сумках рекламу магазина обуви Cantwell's Shoes из Огайо.

Проект СФИНКС.

Также мне хочется упомянуть не только отечественных дизайнеров, использовавших наследие СССР и их наработки, но и зарубежных. Концепция экосистемы, которая сейчас успешно реализована компанией «Apple» имела советский аналог. В конце 1970-х во ВНИИТЭ начали разрабатывать проект под названием СФИНКС ­- система умного дома, разработанная в отделе перспективных разработок ВНИИТЭ под руководством Дмитрия Азрикана.

Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана; «Сфинкс» (Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова), 1987; фотография Макета из коллекции Московского музея дизайна.
Компьютер СФИНКС Дмитрия Азрикана; «Сфинкс» (Д. Азрикан, А. Колотушкин, М. Колотушкина, И. Лысенко, М. Михеева, Е. Рузова), 1987; фотография Макета из коллекции Московского музея дизайна.

По задумке это должно было стать компьютерной системой, которая позволяла бы получать информацию со всех устройств жизнеобеспечения и интегрировать их в один комплекс. Работа по приему, записи, хранению и раздаче информации должна была осуществляться центральным процессором с универсальным запоминающим устройством и распределяться по квартире по нескольким жидкокристаллическим экранам и акустическим колонкам.

Назначение подобных приборов было широким: планировалось, что с их помощью можно будет разнообразить семейный отдых, управлять бытовыми приборами, использовать в автомобиле. Именно такую концепцию компания «Apple» смогла развить и развивать по сей день, вероятно, создавая свой первый компьютер они даже не представляли о том, что появятся другие предметы в системе, объединенные одним процессором, а концепция советских дизайнеров поможет завоевать всемирное признание и любовь пользователей.

Коллекция продуктов Apple.
Коллекция продуктов Apple.

Таким образом, мы видим, что реминисценция – это неизбежный процесс, человек создает что-либо новое опираясь на свой запас знаний и наработанный опыт, а это в свою очередь дает только история человечества. Как будущий дизайнер, могу сказать о важности визуального образа, о необходимости изучения аналогов и истории дизайна, именно благодаря этим знаниям – мы научились генерировать новые идеи и менять мир к лучшему.