Play The Game
Автор: Фредди Меркьюри
Хм, какие-то космические звуки, как будто бы НЛО летит прямо на тебя. Но нет, это всего лишь синтезатор «Oberheim OB-X». Да-да, кому-то надоело, что на каждом альбоме пишут «No Synths», и кто-то решил, что теперь надо отыграться за годы записи без синтезатора. Да, Роджер Тейлор?
Ладно, вступление прошло и вступает Фредди. Под неспешный аккомпанемент фортепиано он поёт песню о любви. Не покидает чувство, что это уже было на каком-то альбоме Queen. Мелодия довольно симпатичная, да и громоподобные партии гитары Мэя в припеве тоже хорошо делают своё дело. Да, это красиво, но как-то скучновато, да и вообще чего-то не хватает. Мэй своим соло подводит «Play The Game» к бриджу. Тут ребята как будто бы вспоминают, что давно что-то синтезаторов не было и начинается вакханалия космических звуков. Потом опять соло Мэя, причем довольно неплохое. А затем песня и заканчивается.
Видеоклип к песне снял режиссёр Брайан Грант – в нём применяется много спецэффектов, и сейчас они, чего греха таить, выглядят довольно наивно. Это первый клип группы, в котором Меркьюри снялся со своими знаменитыми усами. Наверное, этого достаточно, чтобы считать песню хорошей?
Нет-нет, я не хочу сказать, что «Play The Game» плоха, отнюдь! Она не плоха, совсем не плоха, но я не могу сказать, что она действительно хороша, честное слово! Чего-то лично мне не хватает! Вроде и мелодия отличная, и эффектов куча, а вот лично мне «Play The Game» никогда сильно не нравилась. Да, в качестве вступления, «открывашки», она идеальна, но вот чего-то в ней нет, какой-то цепкости, какого-то обаяния, что ли. Клип на «Play The Game» под стать самой песне – вроде и всё в нем есть, а вот чего-то не хватает. Да, Фредди выходит мокрый из огня и смотрится это до сих пор очень эффектно. Да, Фредди прыгает на барабаны. Да, Фредди забирает у Мэя гитару (наверное, именно поэтому Брайан в клипе не играет на своей «Red Special»). Жаль, что с Джоном Диконом Фредди никаких манипуляций не проделал. Мог бы в ухо дать на камеру, или там щелбан отвесить. Эффект был бы потрясающий, я гарантирую. Ну а в остальном создается впечатление, что «Play The Game» это что-то из того материала, который не вошел в «A Day At The Races».
Злые языки утверждали, что задумчивая баллада была написана под влиянием очередного неудачного романа Меркьюри. Что ж, не будем копаться в грязном белье Фредди, мы же не злые языки, правда? Мы же тут музыку обсуждаем, не так ли?
Dragon Attack
Автор: Брайан Мэй
Эммм, это и есть тот самый «новый путь», которым решили следовать Queen? То есть я правильно понял: играем фанковый куплет, а в припеве пытаемся забить всё хард-роковой гитарой? На бумаге выглядит хорошо, а вот на пластинке как-то вообще никак. Скажу больше: это одна из самых скучных и неинтересных песен Queen за всю их карьеру. И дело даже не в лишенном какого-либо смысла тексте, хотя и в нём тоже. Дело в тупости, однообразии и музыкальной бедности самой «Dragon Attack». У меня нет логичного объяснения тому, что такая позорная вещь попала на альбом. Объяснить, наверное, сможет лишь сам автор - Брайан Мэй. Однажды его попросили дать комментарий к этой песне, и он написал в ответ: «Done very late one night probably to the morning, probably very drunk». Для тех, кто не дружит с английским, перевожу: «Записано очень поздно ночью, скорее всего писались до утра и скорее всего были очень пьяны». Что ж, хоть какое-то объяснение есть тому, что эта песня так отвратительна, сера и безлика. Один из худших моментов в дискографии группы - по моему скромному мнению. Как ни странно это любимая песня Queen Джона Дикона.
Another One Bites The Dust
Автор: Джон Дикон
Джон Дикон всегда как-то больше других тяготел к соулу и фанку. Ему больше по душе были почти райские напевы Стиви Уандера и прочих обитателей студии «Motown». Как-то не вдохновлялся он ни хэви-металлическими риффами (как Мэй), ни оперой и водевилем (как Меркьюри), ни дуболомным рок-н-роллом (как Тейлор). Так вот, пошел однажды Дикон на дискотеку, может быть даже в том же Мюнхене, где писался «The Game». И играла по кругу на той дискотеке «Good Times» американской диско-группы Chic. Наслушался Джон «Good Times», натанцевался под неё, пришел домой, взял бас-гитару и…
Нет-нет-нет, я не хочу сказать, что Дикон скоммуниздил песню у Chic! Лучше сказать по-другому: Джон Дикон вдохновился «Good Times» Chic и сочинил что-то в таком же духе. Так оно как-то поприличнее звучит. Но Бернарду Эдвардсу, басисту Chic, от этого совсем не легче. Ибо после выхода «Another One Bites The Dust» его начали обвинять в том, что он бесстыдно тырит у Queen песни. Вот тебе и ирония судьбы. Или с лёгким паром.
Но давайте всё же послушаем, что говорит сам Дикон. В интервью в ответ на вопрос о том, насколько для него это личная песня и как она его характеризует, он сказал следующее:
- Эта песня была написана потому, что я всегда хотел сделать что-нибудь в направлении черной музыки, диско. Я добился, чтобы эта песня попала на альбом такой, какой она была. Это не типичная песня Queen, и я не знаю, будем ли мы когда-либо делать что-то подобное снова. У нас были разногласия по поводу этой песни. Наша компания хотела выпустить эту песню как сингл из-за большого ее успеха на черных радиостанциях в США. Роджер пытался избежать этого, поскольку, как он сказал, эта песня слишком уж выдержана в стиле диско, и это не хорошо для репутации Queen. Роджер бухтел, поскольку думал, что это будет слишком попсово, и потому, что Queen не должны жить хит-синглами. Он хотел сохранить позиции, которые мы имеем как концертная группа - и все мы согласны с этим.
Ну что ж, стремления Дикона вполне себе понятны. Если ты с утра до вечера слушаешь Стиви Уандера и «Motown», то ясен перец, что рано или поздно тебе захочется сочинить что-то в таком же стиле. Дикон сам записал практически все инструменты, а также перкуссию в виде хлопков в ладоши. Роджер Тейлор только добавил барабанную партию в виде повторяющейся петли, а Брайан Мэй внес свой вклад в виде некоторых шумов на своей гитаре и на гармонайзере «Eventide».
Самое удивительное состоит в том, что в песне не применялось никаких синтезаторов: все эффекты созданы с помощью фортепиано, гитар и ударных, а также пленок, прокрученных в обратную сторону на разных скоростях.
«Another One Bites The Dust» так бы и прошла незамеченной, если бы не Майкл Джексон, который довольно долго убеждал группу выпустить песню на сингле, дабы её крутили на радиостанциях. Queen прислушались к совету Майкла и в конце августа 1980-го выпустили сингл с этой композицией. Результат не заставил себя долго ждать – «Another One Bites The Dust» возглавила чарты по обе стороны Атлантики и стала одной из самых узнаваемых композиций группы. Активнее всего её крутили в США, на тех самых чёрных радиостанциях. Немного позже многие хип-хоп группы будут сэмплировать «Another One Bites The Dust» для своих композиций. Так что с уверенностью можно сказать, что Дикон в чем-то да повлиял на хип-хоп. Йоу, Молчаливый Джон.
Ну хорошо, разобрались с тем, кто чего, когда и у кого свистнул. А что насчет «курить марихуану это весело»? Нет, любой порядочный человек знает, что курить марихуану – это весело. Но зачем же об этом петь? Да еще и задом наперёд, а? Я вполне допускаю, что никто из Queen не имел ничего плохого в виду. Однако если прослушать на виниловом проигрывателе задом наперёд «Another One Bites The Dust», то можно услышать ту самую фразу – «it’s fun to smoke marijuana».
Впервые эту песню я услышал еще в дошкольном возрасте. Я заслушивал кассету «Greatest Hits I» и она шла сразу же после «Bohemian Rhapsody». Что ж, тогда мне «Another One Bites The Dust» нравилась очень сильно, я ставил её на магнитофоне и носился по всей квартире как угорелый. Странные звуки в середине тогда очень сильно пугали меня, я даже перематывал порой пленку на секунд 10-20 вперёд, лишь бы не слышать эти «раскаты» грома в бридже.
Need Your Loving Tonight
Автор: Джон Дикон
Если предыдущий трек был в чем-то очень даже новаторским, то «Need Your Loving Tonight», явно вдохновленная The Beatles, поначалу кажется простенькой и в чем-то даже наивной. Особенно для такой группы, как Queen. Но это только поначалу. Потому что каким-то неведомым образом мелодия песни заставляет тебя сопереживать тому, о чём поёт в песне Меркьюри. О чём же он поёт? Ну, если учесть, что «Need Your Loving Tonight» написана Диконом, то, в ней, скорее всего, поётся о любви, причем в позитивном ключе. Никаких там заламываний рук, страданий и стенаний, как в песнях о любви у Фредди. Ох уж этот Джон! В «Another One Bites The Dust» завел всех на территорию фанка, а тут уже вовсю тянет обратно, к битловским мотивам! Ну, на то он и Дикон, ведь из всех участников группы именно он больше всех остальных был склонен к написанию оптимистичных песен, в которых всё заканчивается если не хорошо, то хотя бы с надеждой на то, что тучи рано или поздно рассеются и всё пойдет как по маслу. «Need Your Loving Tonight», несмотря на некоторую долю трагизма в тексте, как раз из числа таких песен: парень переживает из-за того, что девушка не особо балует его вниманием, часто вспоминает то письмо, которое она ему написала, но всё же надеется на то, что однажды встретится с ней, поговорит, и они снова будут вместе.
Перенесемся обратно в Одессу, в тот зимний предпраздничный вечер 2006-го года, когда я лежу в темноте и слушаю «The Game». Я хорошо понимал английский язык, поэтому мне не составило труда понять о чем поёт Фредди. «I read your letter so many times, I got your meaning between the lines, I said I'd never, never be angry with you» («Я перечитывал твоё письмо много раз, Я понял, что написано между строк и дал слово, что никогда не рассержусь на тебя») – да, что-то в этом определенно есть, это «что-то» очень сильно перекликается с тем, что происходит в моей жизни. Я понимаю, что я никогда не буду с Ю.Т., понимаю, что ей абсолютно наплевать на меня и от этого становится совсем-совсем невесело. Когда Фредди начинает петь припев («Oooh I Need Your Loving Tonight») мне становится жалко самого себя. Я сворачиваюсь калачиком и начинаю плакать. Мне так нужна Ю.Т., так хочется, чтобы она любила меня так же, как я люблю её. Да, я тоже много раз перечитывал её письмо, в котором она говорила, что не может ответить мне взаимностью. Это ужасно.
Особенно когда тебе 16 лет.
Crazy Little Thing Called Love
Автор: Фредди Меркьюри
«Crazy Little Thing Called Love» была первой песней, записанной для «The Game». Как же она появилась на свет божий? Как же она стала такой, какой мы её любим всё это время? Что вдохновило автора на её написание?
Чтобы это выяснить, перенесемся в осень 1979-го года, в мюнхенский отель, где живет Фредди Меркьюри. Принимает он себе спокойно ванну, нежится, сдувает пену с рук и мурлыча что-то под нос о чём-то думает. Или может даже о ком-то. Может он думает о том, что Дикон с Тейлором задолбали со своим стремлением играть то, что раньше Queen не играли. А может он думает о том, что Мэй - гребаный педант, который слишком много времени уделяет мелким деталям. Но суть не в этом. Мурлычет Фредди довольно долго, пока мотивчик не эволюционирует до чего-то действительно классного и крайне заводного. Фред выскакивает из ванной и стремглав бежит искать какой-то инструмент, чтобы запомнить прилипчивый мотив.
- Я написал её минут за пять-десять, не больше. Кроме гитары под рукой ничего не было, а на ней я играть не умею, хоть убейте. С другой стороны это даже хорошо: я знал всего несколько аккордов, и они ограничивали мою фантазию. Это дисциплинирует, приходится сочинять в очень узких рамках. Я не мог использовать множество аккордов, и поэтому, наверное, мне и удалось сочинить хорошую песню, - рассказывал Фредди о создании «Crazy Little Thing Called Love».
Написав скелет песни, Меркьюри немедленно отправился в «Musicland», где были Мак, Дикон и Тейлор. Фредди наиграл им мотив и не мудрствуя лукаво они тут же приступили к её записи. В итоге через несколько часов всё было практически готово.
- О да, «Crazy Little Thing Called Love» мы состряпали за несколько часов! Самая простая вещица на том альбоме, - вспоминал чуть позже Роджер Тейлор.
Единственное, чего остерегался Меркьюри, так это того, что Мэй не оценит такого поверхностного подхода к записи песни. Впрочем, Фредди боялся зря – даже Мэй отбросил на время в сторону свои предубеждения о работе в студии и ненадолго сменил свою любимую «Red Special» на «Fender Telecaster», дабы сделать эту песню еще более похожей на классические рок-н-роллы пятидесятых годов.
- Мне не особо по душе это звучание, но для этой песни оно пришлось в самый раз, - признавался потом Мэй, который долгое время не любил «Crazy Little Thing Called Love».
Ну и что же получилось в итоге? Мимикрия под рок-н-ролл пятидесятых? Оммаж Элвису Пресли? Банальная стилизация?
Нет, всё мимо цели. Получилась одна из лучших песен группы, которая и по сей день не потеряла своей актуальности. Она проста, как пять копеек, но в тоже время крайне ритмична и мелодична, а уж все эти подпевки в стиле ду-воп и хлопки в бридже только добавляют ей очков.
И не стоит забывать про клип, который явил миру совершенно других Queen - в черной коже, подстриженных и немного более суровых, чем раньше. Фредди в клипе просто неотразим, а вот четверо танцоров мне всегда казались лишними. Ну а в будущем «Crazy…» станет постоянным номером на концертах Queen, и почти всегда исполняя её Фредди будет играть партию ритм-гитары. Кстати, эта композиция уникальна – только на ней можно услышать, как Меркьюри играет на гитаре. Это, пожалуй, первый и последний раз в истории Queen, когда он рискнул приблизиться к этому инструменту.
Я всегда любил эту песню, и она до сих пор мне не надоела. В детстве я обожал кривляться под неё перед зеркалом, используя расческу вместо микрофона и безуспешно пытаясь повторить томный взгляд Меркьюри из клипа. Став постарше я часто ставил эту песню для того, чтобы взбодриться и почувствовать себя круче.
Что же еще такого рассказать об этой композиции? Выйдя в виде сингла, «Crazy Little Thing Called Love» сразу завоевала большую популярность, возглавила американский чарт «Billboard Hot 100» и стала первым синглом Queen, занявшим первое место хит-парада США, в то время как в Британии ей удалось прыгнуть на вторую строчку.
А еще она вдохновила одного английского музыканта, долгое время проживающего в Америке, на возобновление карьеры. Да-да, сидел себе английский музыкант в Нью-Йорке, пёк хлеб и ждал, пока с очередного делового совещания вернется Йоко Оно - и слушал радио. А тут бац – и играет «Crazy Little Thing Called Love», в которой всё пропитано любовью к ранним записям Элвиса Пресли. Английский музыкант удивился, поправил очки и сделал погромче.
- Ну ни хрена ж себе! Как будто бы ничего и не изменилось с пятидесятых! – наверняка подумал английский музыкант, после чего взял гитару и начал писать песни для того, что почти через год станет «Double Fantasy».
Кстати, на концерте "Live Aid" в 1985-ом Меркьюри во время исполнения «Crazy…» понижал голос, чтобы действительно походить на Элвиса Пресли.
По-моему всего вышеперечисленного достаточно для того, чтобы смело заявить: «Crazy Little Thing Called Love» - одна из лучших песен Queen. И одна из наиболее не «заезженных» до отвращения. Что лично меня очень радует. Почему? Читайте рецензию на альбом «News Of The World».