Найти тему
Записки провинциалки

Тихий-тихий День Победы...

Так много слов о "победобесии" - ненавижу эту формулировку. Не -на-ви-жу. Почему вспоминаю? Мне довелось 9 мая побывать на празднике в маленькой деревне. Таежная деревушка Шепчуль, несколько десятков дворов, жителей и сотни не наберется. Начальная школа, есть клуб, маленький, как и сама деревня.

В войну отсюда ушло на фронт - 46 человек. А назад вернулось 16...

Считайте, даже не каждый второй, а двое из трех оставались лежать в чужой земле. На деревенском памятнике списки - фактически семейные.

Братья Чучумаковы, братья Колмаковы, братья Сазанаковы...

История самого памятника необычна.

В конце 90-х, когда сельчане видели наличные деньги разве что, сдавая скот, или продав собранный орех, потому как зарплаты выдавались отоваркой даже в лесхозе. А кроме лесхоза работы особо нет...И вот в это самое, казалось бы голодное время, шепчульцы решают сброситься на памятник. Странно так...вот были тучные годы Советского Союза. Работал леспромхоз, зарплаты регулярно, зарплаты весьма большие. А памятника не было. И вот 90-е, когда из каждого утюга подвиг солдат поливают грязью, мужики наши таежные сбрасываются на памятник.

И устанавливают. В пику всему и вся -безденежью, лжи, общим настроениям.

Нынче на этот скромный обелиск добавили еще одну плиту...Еще 18 фамилий тех, кто ушёл на фронт из таёжной деревни. И опять же устанавливают на свои средства, не прося помощи.

И вот митинг... Ребята, я так давно не была на таком мероприятии... Тёплом что ли...

Стихи читали, да, школьники подготовились с библиотекарем. Правда с музыкой вышла накладка...и потому пели без фонограмм, просто пели, дети начинали, все подхватывали.

А дальше слово - гостям и старожилам.

Дети войны...о чем говорили?

Вспоминали всех поименно, без бумажек и пышных фраз.

Каждого из 46. Кто где служил.Вернулся или нет. Кто кому доводится родственником.

- Пётр Колмаков, вот значит, он возчиком был, а пошёл на войну уже 48 лет. Его потому только возчиком и взяли, что уже возраст и здоровье не то. Вез снаряды,вдруг обстрел. Лошадь убило, а он снаряды вез. Надо до передовой их доставить. И он под обстрелом каждый ящик на себе еще полтора километра под пулями.

-Бабушка двоих сыновей отправила на фронт, и говорила, утром проснусь молюсь, вечером перед сном опять молюсь. Одного отмолила, а другого так и не смогла...

-Егор перед войной женился, ушел двадцати лет, и погиб через четыре месяца, дочка уже после его смерти родилась....

Очень просто и ясно...

Надо было видеть, как слушали это дети. Школьники. В какой-то момент слышу - всхлип. И вижу плачет девчушка лет 13-14, уже не стесняясь и вытирает слезы двумя руками.

Это даже не митинг - это был разговор по душам старших с младшими, и бесконечный наказ "Мы не вечные, помните их, помните, нас не станет, вы помните и детям своим рассказывайте, как мы вам рассказываем"

Но что дети помнят - знаю. Я еще перед праздником их поймала у памятника - читали имена на новой плите и вспоминали, кто кому доводиться прадедом, прапрадедом, родным или двоюродным...А кто прадед подруги...

Живая память, как она есть.

Знаете, вернулась в свой мир с интернетом, и левой риторикой "А нужен ли праздник Победы" с чувством...гадливости что ли. Ютуб выкинул ролик четыре перезрелых юнца и юнихи умно, с кучей мудрых слов рассуждали, что День Победы - это такой праздник который можно назвать "Выжил и слава богу" И он нужен только ветеранам.

Наверное надо было вступить в полемику. Не вступила. Понимаете, я только приехала из деревни, где нет ветеранов, не выжили. Но я видела лица детей, обычных деревенских мальчишек и девчонок. Я слышала гордость в их голосе, я видела их слезы...И спорить с молодыми идиотами из ютуба показалось таким бессмысленным... Победобесие - это у них...там, тупое бешенство при слове "Победа". А у нас просто гордость,просто праздник, просто слезы и просто - Память.

Немножко фотографий