Найти в Дзене

Привязанность

Оглавление

Привязанность что это такое? Изучая этот вопрос я наткнулся на одно из определений данного феномена. Привязанность - это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюблённости, преданности кому-либо или чему-либо. Принято считать, что основа привязанности, её фундамент, формируется в первые дни жизни ребенка и закрепляется в течение нескольких первых лет. Чрезвычайно важно в это время, чтобы ребенок получал любовь от обоих родителей, но большую роль в формировании играет материнское внимание и ласка. Важно также, чтобы с момента запроса (ребенку плохо, он закричал, заплакал) до момента маминого отклика проходило не слишком много времени. В теории это всё звучит логично и элементарно, а на практике часто просто невозможно маме чутко реагировать на каждый сигнал ребенка. Поэтому далеко не всем нам повезло с полноценной и сбалансированной привязанностью. Если же ребенок с первых дней сталкивался с раздражением, отвержением, слышал крики, скандалы, швыряние предметов, маме из-за каких-то обстоятельств было в какие-то моменты не до него, то в нём формируется привязанность, основанная на страхе, на тревоге, на стремлении удержать другого. Но давайте обо всём по порядку.

Привязанность формируется в несколько этапов и на нескольких уровнях.

Первый уровень формирования привязанности Физический

Ребенку очень важно, чтобы его брали на руки, чтобы с ним разговаривали, чтобы ему смотрели в глаза. Доказано, что мамы, страдающие послеродовой депрессией, берут своих детей в несколько раз реже. Поэтому послеродовую депрессию надо обязательно лечить хотя бы даже не только ради самой мамы, но и для ребенка. Ребенку нужно чувствовать тепло материнского тела, его запах, поглаживания – какие-то физические воздействия.

Второй уровень формирования привязанности

Характеризуется стремлением малыша копировать поведение взрослых, подражать им, быть на них похожим. На этом уровне начинают возникать ростки самоиндентичности, ребенок невольно ищет и пробует разные формы поведения, находя примеры в своём ближайшем окружении.

Принадлежность и верность

Примерно в возрасте трех лет привязанность начинает формироваться на уровне присвоения. Ребенку свойственно присваивать что-то себе. При этом типично услышать в это время от него: «Моё!», «Моя мама!», «Моя игрушка!». То есть ребенку важно присвоить себе какой-то объект, почувствовать, что объект – как бы часть его, никому больше не принадлежит. В это время ребенок начинает хорошо чувствовать свою отличность от других людей, закрепляется деление на «моё – чужое», «свой – чужой».

Я – важен

На четвертом уровне формирования привязанности ребенку становится важно чувствовать, что он кому-то важен. Ощущение, что я кому-то принадлежу, являюсь частью чьего-то внимания.

Пятый уровень – любовь

На этом уровне формируется психологическая привязанность. Это как раз то, чем занимается и что исследует психолог. Некая способность делиться своим внутренним миром с кем бы то ни было. Своими переживаниями, своими чувствами, своими ощущениями. Приведу пример: один партнер говорит другому «Я тебя люблю!» не из состояния счастья и избытка, а в надежде, что второй партнер ответит то же самое, как бы спровоцировать его на признание. Мы же под словом делиться имеем ввиду желание что-то делать для другого, не столько для того, чтобы что-то получить взамен, сколько для того, чтобы что-то подарить, чем-то одарить другого.

Вследствие проявления, каких либо отклонений на данном этапе заложения фундамента привязанности формируются разлычные её типы, о которых я расскажу в следующей статье.