С завидной периодичностью, так называемой предводитель надуманной Арцахской епархии епископ Вртанес Абрамян, льет слезы по албанской церкви (https://ru.armeniasputnik.am/society/20210510/27487974/Kazhdoe-voskresene-my-napryazheny-nastoyatel-Artsakhskoy-eparkhii-o-poseschenii-Dadivanka.html ), который как все находящиеся на Южном Кавказе церкви, были простым росчерком пера царя Николая Первого переданы армянской церкви.
Представьте, что сегодня это сделал бы какой-нибудь правитель – все встали бы на дыбы. Но, если это сделано в 19 веке, то почему это должно быть нормально восприниматься мировым сообществом сегодня!? Может быть Азербайджан НЕ достаточно ясно и громко излагает правду об Албанской церкви!? Почему мировое сообщество молчит!? Может пора все расставить по своим местам!?
Не было ни одного монастырского комплекса армянкой церкви (не буду называть апостольской – надуманное название, не соответствующее действительности!) на территории Южного Кавказа до 19 века. Только один единственный комплекс был построен в середине 15 века (Эчмидзин!) на территории, именуемой тогда Учкился (перевод с азербайджанского -три церкви), где находились три старые албанские церкви. Эта территория по разрешению азербайджанского правителя Джахан шаха была продана в 1441 году хайским (правильное название этнической группы, позже переименованное по названию религиозного направления в христианстве) купцам. Здесь и был построен первый монастырский комплекс армянской церкви. Отсюда и берет начало армянская церковь!
А теперь о монастырском комплексе Дадиванк!
Историческая область Арцах-Хаченское княжество* богата множеством произведений древних средневековых зодчих Кавказской Албании ([1], с. 155, 156). Особенно интересна группа христианских храмов, являющих собой блестящие образцы албанской церковной архитектуры.
Наиболее древним из них был монастырский комплекс (Дадиванк) Хашаванк или Хотаванк, расположенный на гребне покрытой лесом горы по левому берегу реки Тертер (Тар'тар) в Кельбаджарском районе Азербайджанской республики. Хашаванкский монастырь возник вскоре после распространения христианства в Арцах-Хачене.
Согласно преданиям первая базиличная постройка, сохранившаяся в полуразрушенном состоянии, создана еще в I в. н. э.
На территории Арцах-Хаченской области проживали кавказские албанцы*, в состав которых входили также утии-удины, на языке которых слово «Хаш» имело двоякое значение — Луна и свет, сияние ([2], с. 220).
Распространенность в Кавказской Албании поклонения планетным богам отмечена еще Страбоном — албаны почитали богов Гелиоса, Зевса и Селену ([3], с. 503). Поэтому мы считаем, что место, где возник древний культовый комплекс, в связи с поклонением бесконечному свету — сиянию богу Митре и божеству Луны, являющемуся олицетворением одной из разновидностей беспредельного космического божественного огня — света, сияния, было названо на основе удинского слова «Хаш» Хашаванком. Это название с течением времени претерпевало незначительные изменения и именовалось Хошаванк, Хотаванк, Хатаванк и др.*
Пару слов о значении слова «ванк». Ванк, ванг - звук, громко, колокольня... К примере, на волжско-татарском звучит как - банг. Бала-банг (татарский) - детский грохот, шумное место, громыхание откуда русское взаимствование барабан. В персидском языке занг - звонок...
Балабанг, балабан - азербайджанский духовой инструмент.
Это интересное творение зодчих Кавказской Албании сильно отличается от произведений культовой архитектуры соседних народов. Собор решен асимметрично как в объемно-пространственном, так и в планировочном решениях. Кстати, он не имеет аналогий ни в одном из комплексов армянского средневековья ([4], с. 175).
По материалам книги Д. А. АХУНДОВ «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО И РАННЕ- СРЕДНЕВЕКОВОГО АЗЕРБАЙДЖАНА», АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, Б а к у — 1986
1. Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1963.
2. Гукасян В. Удинско-азербайджанско-русский словарь. Баку, Элм, 1974.
3. Страбон. География. Л., «Наука», 1964
4. Улубабян Б. А. Хадаванк-Хатраванк. Научные сообщения Гос. Музея искусства народов Востока, вып. X. М., «Наука», 1978.
5. Линч X. Ф. Армения. Путевые очерки и этюды, т. I. Тифлис, 1910.
------------------------------------------------------------------------------------------
* Архац-Хачен-одна из областей Кавказской Албании,
* Большая часть албан, исповедовавшая ислам, впоследствии стала называться азербайджанцами, а исповедовавшие христианство после присоединения их церквей в 1836 г. к русской церкви, путем объединения с армянской (присоединенной к русской церкви в 1828 г.), постепенно стали называться армянами ([5], с. 303).»
https://zen.yandex.ru/media/id/5f47313694c86652b080ee19/istoricheskii-likbez-dlia-armianskogo-politologa-5fabcec50faffe6f3b6574fa