Найти в Дзене
Ilya Zhelezkin

Фортепианные сочинения, о которых мечтает ваш плейлист

И о которых вы вряд ли слышали. :) Безусловно, невозможно в двух словах описать масштаб гения таких исполинов музыкального искусства, как Моцарт, Рахманинов или Шопен. Эта статья, в противовес академичным разборам, представляет собой несколько эскизов, любопытно дополняющих те настроения и состояния духа, которые воплощены в следующих фортепианных сочинениях. Поделитесь, какое произведение вас наиболее впечатлило, в опросе ниже. Моцарт: Соната №14 до минор (c-moll), K. 457 Ключ к пониманию уникальности этой сонаты спрятан в тональности, выбранной композитором. Лишь две сонаты из двадцати написаны Моцартом в миноре. Композитор очень осознанно подходил к выбору тональности для своих композиций; поэтому минор в этой сонате подразумевает, что это произведение, возможно, было очень личным для Моцарта. Любопытным также является тот факт, что эта соната написана через два года после переезда композитора в Вену. В этот год Моцарт вступает в масонскую ложу, убежденный в огромной позитивной и
Оглавление

И о которых вы вряд ли слышали. :)

Безусловно, невозможно в двух словах описать масштаб гения таких исполинов музыкального искусства, как Моцарт, Рахманинов или Шопен. Эта статья, в противовес академичным разборам, представляет собой несколько эскизов, любопытно дополняющих те настроения и состояния духа, которые воплощены в следующих фортепианных сочинениях.

Поделитесь, какое произведение вас наиболее впечатлило, в опросе ниже.

Моцарт: Соната №14 до минор (c-moll), K. 457

Ключ к пониманию уникальности этой сонаты спрятан в тональности, выбранной композитором. Лишь две сонаты из двадцати написаны Моцартом в миноре. Композитор очень осознанно подходил к выбору тональности для своих композиций; поэтому минор в этой сонате подразумевает, что это произведение, возможно, было очень личным для Моцарта. Любопытным также является тот факт, что эта соната написана через два года после переезда композитора в Вену. В этот год Моцарт вступает в масонскую ложу, убежденный в огромной позитивной и созидательной силе тайного ордена…

Шуман: «Детские сцены» для фортепиано, ор.15, №1 «О чужих странах и людях»

«Детские сцены» отражают еще одну черту романтизма — новый взгляд на детство. Вопреки расхожему мнению, музыка Шумана о детях, а не для них. (Для обучения детей он написал специальный «альбом для юношества»). Роберт Шуман живописно отобразил всё то, что бывает с человеком в детстве: его забавы и важные занятия, радости и огорчения. Пьеса «О чужих странах и людях» очень нежна, но в то же время и оптимистична. Немного грустных интонаций появляется только в средней части. Она рисует нам трогательный портрет взрослого, который оглядывается на воспоминания детства и сквозь призму теплого чувства ностальгии смотрит на мир детей.

Скрябин: Этюд №8 op.12

Двенадцатый и последний из этюдов ре-диез минор, отмеченный patetico, — вероятно, самая известная и часто исполняемая пьеса Скрябина для фортепиано. Это был любимый выход на бис великих пианистов первой половины двадцатого века. Op.8 №12 это трепетный, волнующий, «революционный» этюд, непокорный марш, который одновременно является элегией печали...

Шопен: Ноктюрн Op. 55 No. 1

Всего композитором написано 21 ноктюрна, часто они считаются одними из лучших коротких сольных произведений для инструмента и занимают важное место в современном концертном репертуаре. Ноктюрн— жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры. Само слово «nocturnus» означает «ночной». Печальная поэзия сумеречного света, призрачное сияние луны или разбушевавшаяся во мраке ночная гроза — образы ночи в разных аспектах — изобразительных и выразительных, описательных и психологических — частое явление в искусстве XIX века. Одухотворенный лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики. Здесь проявляется его особая склонность к орнаментальности мелодического рисунка.

Брамс: Интермеццо op.117 №2

«Колыбельными своих страданий» назвал Брамс три интермеццо ор. 117, написанные в последние годы его жизни. Произведения были описаны музыковедом Э. Хансликом как «монологи» ... «полностью личного и субъективного характера», поражающие «задумчивой, грациозной, мечтательной, смиренной и элегической ноткой». Интермеццо №2, по словам биографа Брамса В. Нимана, изображает «человека, стоящего под холодным, порывистым осенним ветром, кружащимся вокруг него». Таковы сокровенные душевные исповеди Брамса, которые он поведал под конец жизни своему любимому инструменту, с которым не расставался на протяжении полувека.

Рахманинов: Музыкальный момент №4 Op. 16

В интервью в 1941 году Рахманинов сказал: «Когда я записываю свою музыку, я пытаюсь просто и прямо сказать то, что находится в моем сердце, когда я сочиняю». Безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощенной энергии. В целом этот фортепианный цикл шести музыкальных моментов явился значительным шагом вперед в творчестве Рахманинова. Ярче и самостоятельнее становится самый музыкальный материал, богаче и разнообразнее фактура. Композитор находит не только свой круг образов и настроений, но и собственную оригинальную манеру изложения. Не отказываясь от традиционных жанровых форм, он трактует их свободно и наполняет новым, индивидуальным содержанием.