Римский форпост Дура-Европос (первоначально просто Европос) был обязан своим появлением войне. Милитаризированную торговую колонию на территории Месопотамии в 300 г. до н.э основал великий строитель городов диадох Селевк Никатор. Укреплёный город располагался на высоком правобережье Ефрата и был изначально устроен по планам греческих поселений. В 113 г. до н.э парфяне завоевали его и длительное время удерживали, с одним кратким римским перерывом. Под властью парфян город Дура (по- ассирийски - «крепость», так он был больше известен местному населению) превратился в важный административный, торговый и перевалочный центр. Во время парфянского похода императора Луция Вера в 165 г. н.э. Дура-Европос был захвачен римскими войсками и включён в состав обширной провинции Сирия. Римляне значительно расширили свой новый восточный форпост. Его гарнизон был увеличен за счёт войск, переброшенных из Северной Европы.
С течением времени вокруг Дура-Европос были возведены мощные стены и башни. В северной части города был разбит римский военный лагерь, изолированный от мирных кварталов кирпичной стеной. Внутри отгороженной территории солдатами была построена резиденция командующего военным округом, а также несколько святилищ посвящённых различным богам: Зевсу, Артемиде, Митре, покровителям Пальмиры и местным божествам.
Из-за своего расположения в любом военном конфликте Дура-Европос в первую очередь становился объектом нападения. В 256 г. н.э. войска восходящей империи Сасанидов, под предводительством царя царей Шапура I вторглись в римские пределы. Пограничный Дура-Европос, естественно, подвергся опустошительному нашествию. К этому времени в городе имелось около 450-650 домохозяйств, а население составляло до 5 тыс. человек.
По всей видимости, гарнизон крепости насчитывал несколько сотен защитников. Пехотные когорты могли быть усилены городским ополчением и мобилизованными отставными римскими ветеранами, получившими земельные наделы на границе в награду за службу. В составе гарнизона находились подразделения катафрактариев – тяжёлой кавалерии, в которой не только всадник, но и лошадь были защищены доспехом (археологами были найдены три «бронированные» попоны разной степени сохранности). Тяжёлые всадники использовались на Востоке для борьбы с лёгкой конницей и пехотой, поскольку были практически неуязвимы для оружия противника.
Гарнизонная пехота была облачена в римское снаряжение поздней эпохи – шлемы, сегментированные и чешуйчатые доспехи, поножи. Воины использовали большие щиты овальной, почти круглой формы. В качестве холодного оружия широкое распространение получили спаты, применявшиеся не только в кавалерии, но и в пехоте. В связи с общими кризисными явлениями в Римской империи, начиная с III в н.э. доспехи стали использоваться всё реже. Возможно, это было связано с нарастающей варваризацией армии и упадком дисциплины, которым сопровождалась анархия большей части этого века. Вегеций жаловался, что солдаты в его время (IV – V в.в. н.э.) сделались чересчур изнеженны, чтобы таскать на себе тяжёлые доспехи. Возможно, нечто подобное происходило и в III в н.э., хотя условия суровые пограничной службы должны были держать личный состав в тонусе.
В ходе подготовки города к осаде защитники провели масштабные работы по совершенствованию укреплений. Римляне усилили западную стену, полностью засыпав прилегающие к ней здания и улицу землёй и щебнем. С внешней стороны был возведён наклонный земляной вал, обложенный сырцовым кирпичом. В качестве орудий поддержки защитники могли использовать установленные на укреплениях катапульты с торсионным механизмом и одноплечевые орудия, типа онагров («дикий осёл»).
О численности и составе подступившего к городу сасанидского войска информации не имеется. По объёму проведённых осадных работ ясно только одно: персов было значительно больше, чем римлян. Здесь будет уместно дать общую характеристику армии восточной империи.
Организация войска Сасанидов находилась под сильным влиянием парфянских военных традиций, поэтому основную ударную силу составляла кавалерия, которая делилась на тяжёлую (катафрактариев) и лёгкую (90 % оставшихся). Комплекс вооружения конных воинов отличался большим разнообразием. Безусловно, важнейшим наступательным оружием персов был мощный сложносоставной лук. В ближнем бою тяжёлая кавалерия широко использовала копья, булавы и прямые мечи длиной около 90 см. В качестве защитного вооружения всадники применяли шлемы парфянского образца, кольчужные или ламеллярные доспехи, либо сделанные по индивидуальному заказу панцири.
Пехота Сасанидов была довольно многочисленна, но набиралась из людей с низким имущественным статусом, в силу чего в основной массе имела плохое вооружение (копья, дротики, пращи). Из-за отсутствия свободного времени на обучение владению оружием, уровень сасанидской пехоты всегда был очень низким. В то же время, в некоторых военных кампаниях применялись высокооплачиваемые тяжёлые контингенты, вооружённые прямыми мечами. В частности, воины, набираемые в провинции Дайлам (прибрежный регион на юге Каспия) всегда славились своим вооружением и высокими боевыми качествами. Отличительной особенностью сасанидской пехоты являлись большие прямоугольные или овальные щиты, изготовленные из переплетённого тростника. Щиты были сравнительно лёгкими, простыми в изготовлении и дешёвыми.
Значительных успехов войско Сасанидов добилось в осадном деле, по сути, многое позаимствовав из опыта своих противников римлян. К III веку н.э. персы достигли большого мастерства в использовании наступательной осадной техники, строительстве сложных подземных галерей и закладывании мин.
Осада Дура-Европос лишь дважды кратко упомянута в источниках того времени. Однако, археологи обнаружили довольно поразительные свидетельства развернувшейся драмы. Персы понимали, что штурм крепости в лоб может обойтись слишком дорого. Поэтому, боевые действия были больше похожи на соревнования инженеров противоборствующих сторон.
Для начала царь Шапур I приказал обрушить башню и участок стены к северу от Пальмирских ворот (как впоследствии её назовут археологи – «башня № 19»). Персы углубились под землю в одной из заброшенных гробниц некрополя, расположенного недалеко от стен города. Длина осадной галереи составила около 40 метров. Обычно под стенами подкоп расширялся, забивался горючими материалами и поджигался. Когда подпорки прогорали, свод обрушивался, увлекая за собой расположенные над ним укрепления. Однако, осаждённые были начеку и скрыть столь масштабные инженерные работы сасанидам не удалось.
Единственным выходом для римлян было неожиданно прорваться в галерею, перебить противников и обрушить её до того, как она станет слишком объёмной. Легионеры прокопали контргалерею, однако, к тому времени, как они добрались до персов, последние уже пробили вдоль стены сложные штольни. В 1930-х годах в обрушившемся тоннеле под развалинами «башни №19» археологи обнаружили 20 скелетов (19 римских и 1 персидский). У воинов не было следов посмертных ран, на поясах сохранились остатки кошельков с недавно полученным жалованием (серебряными монетами по которым удалось датировать битву). Рядом с ними были найдены мечи, копья, топоры, кольчуги, шлемы и большие фрагменты римских щитов (лучшие на сегодняшний день образцы римского обмундирования и экипировки).
В настоящее время исследователями рассматриваются две основные версии событий. Согласно одной из них, римлянам сверху удалось ворваться в персидскую галерею, но атака была отбита. В темноте возникла паника и легионеры, бросились наверх. Чтобы противник не ворвался в город на плечах бегущих, римляне обвалили контргалерею, не дожидаясь выхода всех своих товарищей. Одновременно персы подпалили горючие материалы.
По другой версии выдвинутой археологом Саймоном Джеймсом персы своевременно вскрыли строительство римской контргалереи и подготовили смертельную ловушку. Недалеко от погибшего персидского воина археологами был обнаружен сосуд с остатками серы и битума. Как только легионеры ворвались в подземный тоннель, он поджёг всё, до чего смог дотянуться, в том числе и смертельную смесь. Ядовитый газ в мгновение ока заполнил подземелье. Легионеры попытались вырваться из смертельной ловушки, но задохнулись, так и не добравшись до выхода. Погиб и сам персидский воин, по-видимому, отвечавший за «химическое оружие».
В результате подземного пожара башня и стены просели, похоронив солдат, но не обрушились, благодаря внешним земляным валам. Первый раунд инженерной войны остался за римлянами.
Новое наступление было проведено Сасанидами в конце 256 – начале 257 г.г. н.э. В этот раз Шапур I решил вести сразу два подкопа в районе южной угловой башни западной стены («башня №14»). Она выходила в глубокий овраг на юге, в котором персы и обустроили вход в новую галерею. На этот раз работы были проведены успешно, без явного противодействия римлян. Башня и примыкавшие к ней стены просели, но валы, подпирающие укрепления с двух сторон вновь не позволили им рухнуть. При этом археологические исследования ясно показали, что огонь нанёс защитным сооружениям существенные повреждения.
Вторая галерея уходила далеко вглубь города, а её размеры (3 м в ширину и 1,75 м в высоту) обеспечивали прохождение в крепость целой штурмовой колонны по 2-3 воина в шеренге. Одновременно с подкопами персы начали сооружение земляной осадной насыпи рядом с «башней №15». С того времени, когда пандус достиг городских стен, дни Дура-Европос были сочтены. В качестве контрмеры, римляне попытались надстроить укрепления, используя в качестве материала заранее заготовленные сырцовые кирпичи, однако это было лишь продлением агонии.
Когда насыпь была закончена, сасанидская пехота двинулась на штурм городских укреплений. В это же время крупные силы персов проникли в город по подземной галерее и, не встречая сопротивления, начали растекаться по кварталам. Остатки гарнизона практически в полном составе находились на стене и ничего не смогли противопоставить врагу. Защитники были перебиты на укреплениях, либо сложили оружие, так как никаких следов военных действий в других частях города обнаружено не было. По сути, персидская победа была обеспечена серьёзными разрушениями стен у «башни № 14», возведением осадной насыпи и успешно проведённым подкопом в крепость.
Пограничный город был разграблен и более никогда не упоминался в исторических хрониках. Немногочисленных уцелевших жителей отправили маршем в Ктесифон, где продали в рабство. Царь Шапур I продолжил кампанию против римлян, захватил значительные территории и даже взял в плен императора Валериана в 261 г. н.э. Однако, уже в 266 г. н.э. большинство завоеваний были утрачены.
Археология Дура-Европос.
Своим повторным открытием забытый город был обязан военным. Индийские войска под британским командованием строили в этом районе фортификационные сооружения. 30 марта 1920 г. один из солдат, копавших траншею, случайно наткнулся на руины с хорошо сохранившимися настенными росписями.
Крупные научные раскопки в крепости проводились с 1922 по 1937 г. французскими и американскими командами. Значительный вклад в изучение Дура-Европос сделал русский археолог Михаил Ростовцев.
В городе были обнаружены многочисленные остатки памятников архитектуры, росписей на стенах, уникальных документов на греческом, латинском, арамейском языках, а также большой комплекс предметов вооружения, главным образом принадлежащих римскому гарнизону (в том числе 24 раскрашенных щита (полных и фрагментированных) и три полных конских чешуйчатых попоны).
В наше время от знаменитых памятников мало, что осталось, фрески демонтированы вместе со стенами сооружений, а местность изрыта чёрными копателями так, что больше похожа на лунный пейзаж.
Наиболее интересные артефакты Дура-Европос.
Реконструкция римских щитов из Дура-Европос.
Друзья! В продолжение, хочу предложить продолжение историй о Римской Империи:
РИМСКИЕ ЛЕГИОНЫ В КРЫМУ. ПОХОД ПЛАВТИЯ СИЛЬВАНА
РЕВАНШ ЗА ТЕВТОБУРГ. БИТВА ПРИ ИДИСТАВИЗО.
БОЛЬШОЙ ПЕХОТНЫЙ ЩИТ. СЕКРЕТЫ РИМСКОГО СКУТУМА
В ПОИСКАХ РИМСКИХ ОРЛОВ
МАРК МАВЗЕЙ КАРАУЗИЙ - МЯТЕЖНЫЙ ИМПЕРАТОР СЕВЕРА
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Все представленные в статье фотографии взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.