Работать 8 часов кряду практически невозможно: человеческий мозг начнёт выдавать такие искажения и ошибки, что мало не покажется. Даже если по какой-то причине человек вынужден работать несколько напряжённых часов подряд, для него предусмотрен большой интервал отдыха (врачи, оперативные службы, безопасность и т.д.). Поэтому отвлекаться на работе - дело обычное и отчасти полезное.
Интернет
У компаний и организаций разный подход к использованию интернета на работе: кто-то ограничивает трафик, кто-то контролирует посещённые сайты, кто-то не обращает внимание на профиль использования рабочего интернета - лишь бы работа была сделана качественно и в срок. И это, конечно, лидирующий фактор прокрастинации на работе: причём сотрудники не обязательно находятся развлекательные сайты, они могут обучаться, общаться и даже читать какие-то околорабочие материалы. Но вне зависимости от этого работа проседает и к вечеру задачи могут оказаться незакрытыми.
Стоит ли бороться?
Если вы увлекаетесь развлекательными сайтами или видео, лучше ограничить себя - рано или поздно это всплывёт и вы переживёте несколько очень неприятных мгновений. Скорее всего, вас не уволят и даже не лишат премии, но отношения и доверие будут другими. Полчаса мемасиков, соцсетей или любимого блогера того не стоят. Поэтому ограничьте себе посещение таких сайтов или попросите об этом сисадмина.
А вот если вы обучаетесь, читаете рабочие материалы или перекидываетесь 5-10 минут новостями с другом, почему бы и нет: это переключение и важная эмоциональная разрядка. Главное, во всём нужна мера.
Коллеги с рабочими вопросами
Чем опытнее и экспертнее вы будете становится, тем больше времени будете тратить на ответы на вопросы коллег и помощь им. Это данность для любой организации: офиса, завода, больницы и т.д. Делиться опытом с коллегами - это нормально, потому что весь коллектив работает для одной цели или хотя бы связанных целей.
Однако иногда обращения коллег начинают занимать всё рабочее время, а вы начинаете замечать, что вам проще и спокойнее что-то сделать за них, чем объяснять задачу и её решение в сотый раз. Вот такое положение дел - настоящая проблема: рано или поздно ваша работа просядет, вы будете находиться в стрессе, а после ваших отказов коллеги начнут обижаться.
Стоит ли бороться?
Да, конечно, с чрезмерными обращениями коллег стоит бороться - и желательно до того, как они станут проблемой. Есть несколько способов разной степени болезненности, рискованности и эффективности:
- создать инструкции и сохранить их в доступном формате и виде - но тогда вы выдаёте большинство профессиональных тайн;
- выделять время на вопросы и обучение - если вы настоящий эксперт, нет ничего зазорного, что готовы устроить обсуждение вопросов в четверг с 11 до 13;
- делегировать обучение частями - постепенно обучить нескольких коллег и они будут делиться с другими, а вы ничем не рискуете, поскольку никто не обучен вами от и до;
- учитесь говорить нет и обозначать свои личные и рабочие границы.
Коллеги с нерабочими вопросами
Кто-то любит встать после обеда в коридоре или оккупировать кофемашину и трепаться ещё час-полтора на пустые темы. Бывает опасно пройти мимо такой компании, они легко могут вовлечь в обсуждение - и вот вы уже не понимаете, что 40 минут важного и нужного времени из вежливости мялись около коллег. Да и можно найти десятки других ситуаций, когда коллеги отнимают время ненужными, пустыми разговорами. Знакомо?
Стоит ли бороться?
А вот не стоит бороться. Если вы остановились и слушаете, если вы замечаете, что специально проходите мимо болтающих коллег, чтобы осторожно "зацепиться" за разговор (не врите себе, это не вас "тормознули", это вы остановились) - не отказывайте себе в человеческом общении. Во-первых, вы узнаете новости, во-вторых, вникните в общее настроение в компании, в-третьих, расслабитесь и выговоритесь. Наконец, вы просто обретёте хороших собеседников и друзей. Ведь, согласно известной формуле, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Ну а если вы интроверт, спешите или просто не в настроении, пройдите мимо - если вы бываете разным, и общительным, и нет, это совершенно нормально.
Еда и перекусы
Жутко отвлекающая штука: то кофе выпить, то шоколадку съесть, что печеньки к чаю с кухни принести... А то ещё и в магазин сбегать. Вроде мелочи, но если вы посчитаете всё время, затрачиваемое на "добычу" еды и на её поглощение, получится даже не один час! Особенно этой "болезни" повержены дружные коллективы с плотной коммуникацией: отделы в офисах, отделения больниц, коллективы учителей и т.д.
Стоит ли бороться?
Однозначно. И вовсе не потому что вы засорите крошками клавиатуру или зальёте её сладким чаем. Такой режим питания просто вреден для здоровья. Между основными приёмами пищи и на работе, и дома, и на работе из дома (на удалёнке) лучше перекусывать овощами или свежими фруктами, а не шоколадками, булочками, бутербродами и чипсами. Предложите коллегам покупать яблоки, сезонные фрукты, бананы и перекусывайте с пользой.
Назойливые клиенты
Самый парадоксальный и удивительный способ потратить время впустую: бесконечно разговаривающий клиент (заказчик, пациент и т.д.), которому в силу корпоративной этики трудно отказать в общении, может убить целый рабочий день (а то и больше!). Он расскажет вам всю свою жизнь с рождения, расспросит про каждую мелочь из жизни вашей компании, двести раз переспросит и сто перезвонит. Самое кошмарное в том, что иногда такие клиенты могут не оплатить, заказчики отказаться, а пациенты после подробного разговора уйти к другому врачу или забить на рекомендации.
Стоит ли бороться?
Стоит, но осторожно, потому что часто такое поведение маскирует сомнения и страх вашего клиента. Поэтому боритесь с причиной и переводите разговор в рабочее русло, сводите всё к основной цели и пытайтесь разделить общение на несколько дней, если это возможно. Тревожный человек за это время как правило "остывает". Если не работает - следуйте во всём рациональному движению, но при этом сохраняйте эмпатию и оставайтесь человеком.
--------------------------------------------
► Лично мне освободить время для себя, меньше нервничать на работе и не пропустить ни одного звонка и встречи, а также работать быстро и продуктивно помогает RegionSoft CRM - мощная универсальная CRM для малого и среднего бизнеса :-) Это реклама, но это и правда. ◄