В каждом полотне серии «Пионерка», вращающейся вокруг статуэтки юной скрипачки, художника занимают различные живописные задачи. Его не всегда интересует передача выпуклого объема в пространстве. Иногда этот объем дан почти условно, а на первый план выходит сюжет, ворох смысловых коннотаций, которые несет небольшая фигурка.
Так, в «Натюрморте со статуэткой пионерки на книгах» А. Попов сосредотачивает внимание в первую очередь на образе советской девочки с алым галстуком на шее.
Живописец монументализирует небольшую фигурку, выбирая ракурс снизу вверх, помещая ее на стопку книг как на постамент, динамично разворачивая так, чтобы придать выражение решительной устремленности вперед.
В результате статуэтка скромной пионерки фактически превращается в монументальную скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», яркий символ советской эпохи.
Художник иронично представляет маленькую девочку как симбиоз двух столпов советской страны.
В «Натюрморте с мясорубкой и примусом» А. Попова интересует уже не сюжет, а форма, но объем снова обозначен весьма условно. Художник плетет арабеск угловатых линий, сопоставляя силуэты статуэтки и устаревших бытовых приборов. Фигурка пионерки теряет покатость и приобретает жесткий, рубленый контур, созвучный замысловатым абрисам предметов.
Внутри картины также повторяется мотив круга: рифмуются округлая подставка статуэтки, круглые составные части мясорубки и примуса. Художнику важно зарифмовать все силуэты, создать поэму ломаных линий. Даже мазок ложится «елочкой», четкими параллельными слоями.
Живописец старается соединить отдельные предметы в вакууме в единое целое не только через зарифмованные очертания, но и через золотистые блики, покрывающие гладкую поверхность примуса и фарфоровой статуэтки, через проступающие красноватые оттенки.
Под натиском линий объем растворяется, почти плоские предметы четко рисуются на насыщенном синем фоне.
Художник подчеркивает декоративность натюрморта, «ткёт» гобелен на индустриальную тематику с узором из артефактов советского времени.
Таким образом, один и тот же мотив условного объема решается по-разному путем перемещения фокуса то на сюжет, то на декоративный потенциал предметов.
_
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь и комментируйте!
Статьи об искусстве. На сайте галереи «ARTINVIA»
Публикации в VK. Страница «ARTINVIA» в соц.сети