Не знаю, почему так, но у нас с напарником очень часто не совпадают взгляды на то, куда поехать копать. То, что нравится ему, далеко не всегда интересно мне. И наоборот, радующие меня места часто вызывают у него аллергию. А машина - не важно, его или моя - одна на двоих на выезд. Так что приходится как-то договариваться.
....
- Паш, давай всё-таки махнём на поселуху, где я в своё время трактирный жетон поднял.
Трактирный жетон - своего рода валюта, предназначенная для расчётов между кассой, официантами и посетителями в заведениях общепита дореволюционной Руси.
Как правило, были привязаны к конкретному трактиру. Ценятся в основном те, на которых указано, к какому именно. Мой, увы, безымянный.
Находка это нечастая и, как по мне, очень интересная. Помимо этого, она показывает, что в данной поселухе жили "землетопы" - те, кто выбирался от неё куда-то дальше, чем до соседних деревень.
Почему меня тянуло именно туда?
Трактирный жетон, безусловно. Находка не рядовая, хотелось повторить.
Далее, на этом месте мы были на заре копарской юности, и с очень слабыми приборами. Присутствовала надежда, что Эквинокс и Деус смогут отработать гораздо лучше, чем евроася и garrett 400i, да и мы поднабрались за годы опыта.
Третье, немаловажное, земля в тех краях - какое-то странное чередование глины и супеси. То есть, при определённых условиях был шанс на нормальный сохран.
В минусе - третий наш напарник, Юра, крыл меня почём зря, и очень просил после этой поездки рассказать, как мы на этом месте ничего не найдём:)
Тем не менее, хотелось если не найти что-то, то хотя бы "закрыть" это урочище для себя, и более к нему не возвращаться.
В итоге напарник уговорился. Но он не был бы тем, кто он есть, если бы не нашел рядом "запасной аэродром" - огромное поле, в углу которого стояло поселение без особой истории. На Шуберте его ещё не было, на РККА - уже урочище.
Поехали!
....
Так получилось, что первым делом мы попали именно на "запасной аэродром".
Поле действительно огромное. Огромное настолько, что на нём реально потеряться. Совершенно непонятно, как и в каком порядке его проверять. Просто топай, куда чуйка тянет и глаза глядят.
Мы и потопали. И притопали на металломусорку. Нет, такие помойки, где каждый метр звучит кучей сигналов - часто и есть место старой поселухи, но тут не тот случай. Помойка современная, и, преимущественно, алюминиевая.
Что-то подобное - кто в теме, знает - можно наблюдать на местах, где в годы войны падали самолёты. Гнилой авиационный алюминий звучит отлично, и, чтобы копать по таким участкам, надо иметь фанатичное упорство на грани упоротости и стальные нервы.
Потратили полчаса на то, чтобы понять: "тут рыбы нет". Ушли прочёсывать дальше.
....
Горизонт тем временем затянуло чернотой.
Мы как-то увлеклись, и оказалось, что бежать к машине поздно. Ладно, не сахарные, не растаем. Вот только мне, как очкарику, неприятно - какой бы на кепке не был козырёк, на очки неизбежно попадают капли дождя.
Вымокли. Извозились в грязи. Место расположения урочища так и не нашли.
И тут у обоих почти одновременно хорошие сигналы. Напарник тянет две раннесоветсткие монетки из алюминиевой бронзы, лежавшие на расстоянии полуметра друг от друга, я неподалёку - 2 копейки 1924 года.
Вообще, медь 1924 года выпуска - тема для отдельного разговора. Это последний известный мне массовый чекан медных монет; далее начались всякие бронзы, медно-никелевые темы, и закончилось в итоге плакированным железом.
Вот только не надо мне рассказывать про 1925 год... кто будет втирать по этому поводу сало в уши, вы ответьте сначала самим себе - как часто подобные рарики вам попадались? Вот и я о том. Речь про массовый... подчеркну - массовый чекан.
Сюда же размер монет. Они делались по стопе, принятой для последнего имперского чекана. Для наглядности - смотрите фото выше.
Надеялись было, что напали на нормальную точку. Покрутились вокруг - увы, нет. Случайные потеряшки.
.....
Ушли в самый дальний угол поля, форсировали небольшой ручей.
Ага... Черная земля, металломусор, обломки керамики и кирпича. И повсеместные ямы от шурфов.
Всё, поселуха найдена.
Пробую в какофонии сигналов выделять явный цветмет. Его много, но, увы, ничего интересного не попадается. Алюминиевые оплавыши на любой вкус, цвет и размер - видимо, деревня горела.
Помучившись так часок, уходим к машине, и переезжаем на место находки трактирного жетона.
Чтобы долго не рассказывать ни о чём, скажу сразу - Юра был прав. За прошедшие годы урочище перекопали вдоль и поперёк. И там не то, что нормальных находок нет, а даже и крупного чермета не осталось.
Планы А и Б не сработали. А плана В у нас не было. Грусть-печаль.
.....
Сели в машину. Задумались. Время ещё есть, домой не хочется, а куда ехать - непонятно.
С горя предложил напарнику выбраться на одно очень неоднозначное место, заранее предполагая, что он не согласится. Неожиданно Павел поддержал идею. Ладно, поехали.
Место - бывшее поле (ныне не косится и основательно заросло) и лес возле очень старой деревни. Сейчас она населена непонятно как живущими там дачниками. Непонятно как, поскольку в дождливые дни проезд к ней затруднён даже на Ниве ,что уж говорить про зиму.
А во времена оны, говорят, там стоял сахарный завод. И рядом проходил крупный тракт.
Копари из наших краёв, думаю, уже поняли, о каком месте я говорю:)
Медные монеты, которые попадались в тех краях, традиционно имели широчайший временной разброс, и сохран от плохого до отвратительного. Серебро чтобы там находили - ни разу не припоминаю. Зато по всему полю массово попадаются дореволюционные свинцовые товарные пломбы.
Сами по себе они не представляют особого интереса. Ну, разве что совсем уж красиво отцентрованные, с хорошими орлами. Да, есть коллекционеры таких пломб, но их достаточно мало. Видимо, поэтому и информации про такой пласт находок почти нет.
Тем не менее, от скуки иногда прикольно пройтись и пособирать их.
....
По лугу у деревни - не то, чтобы совсем пусто, но... пустовато, в общем. У напарника ноль. Я выдернул одну пломбу и какой-то медный обморок, по смыслу что-то типа денежки Александра II, совершенно не читаемой.
Решаем спуститься за деревню, ближе к речке. Обычно там трава чуть не в рост человека, но сейчас прошлогодняя лежит, а свежая ещё не встала. Вообще, по весне после снежной зимы реально пройтись по многим местам, которые в иных условиях совершенно недостижимы.
Мда. Сколько же жители этой деревни бухали в советские и постсоветские времена. Бутылки и пробки, пробки и бутылки. Одна на одной.
Тем не менее, продираясь сквозь кусты, поднимаю два медных обморока. Один при жизни был двухкопеечной имперкой последнего чекана. Второй, похоже, тоже, но непонятно - очень сильно ушедший. Ладно, дома разберусь.
Напарник оккупировал полянку, и вытащил с неё только что не десяток довоенных советиков. И то хлеб, какой ни есть, а результат. И да, к нему не подойди - Эквинокс дает сильнейшую наводку на мой прибор. Всем Нокс хорош, но не дружит со смартфонами и другими металлоискателями.
Чуть погодя на полянке на задах деревни поднимаю ещё одну пломбу и несколько элементов конской упряжи.
Ременной разделитель-"тройник" хорош. Жалко только, что с утратами. Вообще, они мне пока целыми не попадались.
Время собираться домой. Идём к машине. По пути зацепил немного чермета - какие ни есть, а деньги.
....
Приехал домой. Жена - как, мол, сегодня? Ни о чем, говорю. Нечем хвастаться, одно расстройство.
Я был неправ. Основное расстройство лежало в хабарнице, и ожидало своей очереди, чтобы ещё немного опустить мне настроение.
Помыл монеты, почистил слегка зубной щеткой с мылом.
Ну, две копейки Николая Поклонского - они и есть две копейки. Сохран никакущий, ушли в банку с медным имперским неразбором.
Туда же предполагаемая денежка АII - она и вовсе нормально не отмылась.
Две копейки 1924 года улетели в банку "почищу, когда руки дойдут". То есть, нескоро:(
А вот последний медный обморок и порадовал, и расстроил.
1789 год, Екатерина Великая. По размеру полушка. Попадаются они нечасто, у меня в коллекции такой нет.
Вензель худо-бедно виден (на фото получился хуже, чем в жизни), год читается, присутствуют остатки венков. Корона прослеживается. Можно повозиться с шаберами и немного улучшить.
Но обратная сторона - одно сплошное огорчение. Номинал съеден коррозией. Всадник почти что ускакал, и скорее угадывается, чем есть на самом деле.
И сделать с ней что-либо проблематично, и выкинуть в общую кучу рука не поднимается.
.....
С другой стороны, а что не так? Съездили? Съездили. Удовольствие от копа получили? Да.
А то, что особых находок нет, так это случается регулярно. Ничего, когда-нибудь и на нашей улице перевернётся грузовик с конфетами:)