Найти в Дзене
Профессор Миша

МОСКВА: Столица Страшного суда

Москва - не просто российский мегаполис, или даже столица российского государства. Реальность Москвы не исчерпывается общекультурными, социальными или политическими масштабами. Она обнаруживает глубинное метафизическое измерение.

Фото: Москва, Красная прощадь.
Фото: Москва, Красная прощадь.

Не случайно, что наиболее раннее выражение российской национальной идеи неразрывно связано с Москвой. В 15-м веке после падения Византии Россия осознала себя единственной хранительницей истинной веры. Православный идеал тех времен был претворён в знаменитую формулу о “Москве - третьем Риме”, которая подарила городу его первый метафизический облик.

В разные периоды истории страны вместе с переменами в российском сознании претерпевала изменение и “идея Москвы”. В 19-м веке российские интеллектуалы разделились на два враждующих лагеря - славянофилов и западников. В этом споре Москва стала символом “доброй русской старины”. Хлебосольная купеческая Москва славянофильства противостояла расчетливому чиновничьему Петербургу, олицетворявшему в глазах интеллигенции западную культуру и образ жизни.

В следующем, 20-м веке, восприняв коммунистическую доктрину, Россия стала во главе международного рабочего движения. Соответственно, и Москва, перестроенная по новым меркам, из преданья старины глубокой превратилась в центр мирового коммунизма. Сегодня, когда Советская империя рухнула, погребя под своими обломками коммунистическую утопию, идеальный облик Москвы вновь стал расплывчатым и неопределенным. Однако, новое понимание Москвы, на мой взгляд, невозможно без переосмысления прежних её метафизических ипостасей, и в первую очередь, коммунистического периода российской истории.

Как известно, коммунистическая идеология в России вела свою родословную от российского западничества. Достаточно вспомнить знаменитую ленинскую формулу о декабристах, разбудивших Герцена, который затем развернул революционную агитацию. Ленинизм с его неприятием религии и в самом деле был чужд славянофильству, жаждущему возврата к православной старине. А классический марксизм был и вовсе учением, зародившемся на Западе и уходящем своими корнями в европейское Просвещение.

Нужно сказать, что и капиталистическая демократия, нашедшая свое наиболее яркое воплощение в Соединенных Штатах Америки, тоже ведет свою историю от эпохи Просвещения. Ведь закрепленные в Конституции США и столь популярные сегодня идеи о правах человека, разделении властей и отделении религии от государства, составляли идеологическую основу Просвещения. А Американская революция 1776 года была первой в истории человечества, увенчавшейся созданием государства просвещенческого типа.

Если взглянуть с этой стороны на противостояние США и СССР в 20-м веке, то мы придем к неожиданному выводу. Основной конфликт века между двумя сверхдержавами был по существу идеологическим противоборством двух моделей Просвещения. Посмотрим теперь на эту титаническую схватку с другой стороны.

Европейское Просвещение, захватившее умы в 18-м веке, само было сложной и неоднозначной эпохой. Его приверженцы верили в неограниченные возможности человеческого разума и призывали к его всемерному развитию. Результатом их усилий стал беспрецедентный в истории человечества рост научных знаний и связанный с ним технический прогресс.

Однако, упор на рациональные силы человека имел и отрицательные последствия. Мыслители Просвещения не просто подняли знамя интеллекта; они абсолютизировали, почти обожествили его. Человеческий разум представлялся им самодостаточным, не нуждающимся в Божественной помощи инструментом в познании тайн вселенной. Разум оттеснил на второй план откровение, а философия и естественные науки заняли в общественном сознании место, традиционно принадлежащее религии и богословию.

Это сочетание двух расходящихся полюсов - прогресса науки и кризиса религии составляет своеобразие европейского Просвещения и происшедших за последующие два столетия глобальных перемен в жизни народов планеты. Пожалуй, наиболее ярким символом этой эпохи может служить образ гетевского Фауста, заключившего договор с Сатаной, чтобы утолить свою неуёмную жажду знаний. А опыт Советского Союза и Соединенных Штатов воплощает два возможных ответа на фаустовские искания. СССР с его антирелигиозным пафосом являет собой позицию радикального атеизма. В то время как США с характерным отделением религии от государства предлагает более умеренное решение в духе агностицизма.

Итак, Просвещение - это кризис религии; не просто отдельных её организационных форм или доктринальных положений, а религиозного сознания как такового. Начавшись в 18-м столетии с критики священного писания Христианства, он набрал необычайную силу за последующие два века. Люди, родившиеся и воспитанные в Советском Союзе зачастую не могли уже и представить себе, как можно всерьез верить в Бога и Библию.

Однако, тысячелетний опыт человеческой истории показывает, что каким бы глубоким ни был кризис религиозного сознания, он всегда сменяется духовным подъемом. Причем системный кризис религиозных конфессий, когда потрясены сами основы вероучения и практики, как правило, разрешаются путем появления священных текстов, закладывающих основы новых религий.

Так Буддизм, к примеру, в 6-м веке до Христианства возник и развился как одна из альтернатив традиционному Индуизму. А само Христианство зародилось в лоне Иудаизма, - тоже как попытка радикальной реформации древней веры. К слову сказать, возникновение новой религии не означает уничтожение старой. Наоборот, появление молодого соперника придает силы дряхлеющим конфессиям, обретающим как бы второе дыхание. В нашем примере соперничество с буддийской религией настолько укрепило индуизм, что в конце концов он совершенно вытеснил буддизм из Индии. И библейский Иудаизм, породив Христианство, тоже не исчез, а преобразился в раввинический иудаизм, который вот уже два тысячелетия успешно конкурирует с Христианской религией.

Приход в мир откровения, кладущего начало новой религиозной традиции, Библия описывает как наступление Божьего дня. Божий день несет людям благую весть и духовную поддержку. И в то же время, говоря о грядущем дне Господнем, библейские пророки предрекают не радость, а страдания. Один из них, Амос, заявляет, к примеру, в парадоксальной манере, что "он тьма, а не свет; то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его" (Ам. 5:18-19). У другого пророка, Софония, мы находим сходную картину: "День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы..." (Соф. 1:15).

Почему же Божий день, приносящий людям свет, обрекает этих людей на тьму? В ответ на этот вопрос авторы Библии соединяют идею Божьего дня с еще одной идеей - Божьего суда. Для них Божий день - всегда судный день. Излияние в мир нового откровения сулит избавление от напастей, но только после того, как людям удасться поверить в это откровение. Пока же этого не происходит, духовное состояние их ухудшается, негативно отражаясь и на других областях человеческой деятельности.

Представьте себе больного, к которому пришли врачи, чтобы поставить диагноз и прописать лекарства. Каждый врач предлагает свой метод лечения, а больной не знает, кому верить, и какие таблетки принимать. Так и люди, потеряв прежнюю духовную опору и будучи не в силах разобраться в ситуации и обрести новую, мечутся в поисках выхода, усугубляя своё и без того тяжелое положение.

Переживающее системный кризис религиозного сознания человечество пробует разные средства излечения, - социально-экономические, политические, религиозные, - до тех пор, пока случай или опыт не подскажет верного решения. И все это время, используя библейскую метафору, оно вкушает плоды Божьего суда или, - что то же самое, - собственного бессилия. А, попросту говоря, - в мире множатся войны и революции, накатываются волны эпидемий и голода, происходят землетрясения и наводнения, а также многие другие социальные и природные катаклизмы.

Приложим теперь эту идею Судного дня к событиям 20-го века, тем более, что пришедшийся на него Советский период российской истории явил собой глобальную катастрофу поистине библейских масштабов. Примем во внимание, что европейское Просвещение положило начало системному кризису традиционной религии. В таком случае, разумно предположить, что на смену ему придет новая религия, возвещающая, как сказано в Библии, наступление очередного Божьего дня.

Мы не знаем, что это за религия, поскольку в противном случае 20-й век не стал бы тем, чем он стал – временем Божьего суда. Значит, исходя из нашего понимания, главный конфликт столетия был вовсе не в противостоянии двух мировых супер-держав, СССР и США. Суть его была в столкновении между идеологией Просвещения как таковой, выражающей кризис религии, и новым религиозным сознанием, еще не набравшем силу и не отлившемся в законченные формы.

Русский религиозный философ, “певец свободы”, Николай Бердяев, назвал это противоборство “конфликтом между свободой и благодатью”. В свете этой формулы и Москва перестает быть лишь центром международного коммунизма, а становится городом, олицетворяющим крайнее проявление человеческой свободы, отвергающей целебное воздействие благодати. Иными словами, Москва превращается в столицу Страшного суда. Причем, распад Советского Союза не меняет существа дела. Холодной войне между двумя сверх-державами пришел конец, но Божий суд еще не завершен. Спал жар, прошли галлюцинации, - болезнь из острой формы перешла в тлеющую.

И все же не зря в Библии день суда сравнивается с муками рождения. Результатом сегодняшней боли и страданий станет будущая мировая культура и воцарение мира и справедливости на планете. А Москва, перестав быть метафизическим символом Судного дня, вновь обретет свой прежний светлый облик. И, признав справедливость Божьего наказания, наш потомок с легким сердцем воскликнет вслед за поэтом: "“Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно!”