Сколько денег зарабатывает судовладелец?
Не для кого не будет секретом то, что гражданское "судовладение" является довольно-таки прибыльным бизнесом на планете, поскольку очевидно, что судно, к примеру, контейнеровоз способно без проблем перевозить свыше 20 тысяч контейнеров на самые дальние расстояния, но при этом не потребуется больших трат, ведь топливом для контейнеровоза, танкера или балкера является мазут - последняя фракция переработки сырой нефти. После этого остается только мазут. Грузоперевозки по воде составляют ориентировочно около 70% от общего числа всех мировых перевозок.
Понятием судовладелец «награждают» сразу две категории людей, относящихся к этому бизнесу – как собственно хозяев судна, так и наемных менеджеров, которые от имени владельца занимаются почти всеми вопросами, которые так или иначе связаны с работой на корабле (судне).
Фрахт – это название платы, которая взимается за груз, перевозимый на судне. Нанимает судно для грузоперевозок фрахтователь, а вот заключаемый договор называют чартером. Существуют разные виды договоров – здесь сумма денежной выплаты получается умножением ставки на количество тонн груза.
Другой вид договора – тайм-чартер. Здесь ситуация другая – наймодатель получает фиксированную выплату за один день использования плавсредства. Есть и другие типы договоров. Сумма, получаемая владельцем от количества грузоперевозок, называется ставкой фрахта. Биржа фрахта является местом, в котором владельцы и клиенты ищут друг друга, чтобы заключить соответствующий договор на грузоперевозки. Самый известный вариант – Лондонская биржа, где заключаются соответствующие договора, она же является самой старой и наиболее популярной среди представителей данного вида бизнеса.
Именно здесь происходит встреча фрахтователя с владельцем, а сумма перевозки определяется индексом BDI (если брать сухогрузы), который напрямую зависит от стоимости руды, зерна и угля по 20 ключевым важнейшим направлениям. Именно этот индекс отражает общую ситуацию на рынке перевозок, а рынок, как известно, способен переживать как взлеты, так и падения.
Если говорить о том, каким образом высчитывается индекс, то необходимо иметь информацию обо всех грузоперевозках и высчитать средние показатели, по которым и можно понять текущее положение дел. Индекс BDI не является публичной величиной, его значение высчитывается каждый день сугубо индивидуально, плюс аналитика. Занимаются данной работой на бирже как судовладельцы, так и фрахтователи. Получение правдивой информации от экспертов рынка потребует определенных финансовых затрат.
Так какова же прибыль судовладельца?
Чтобы понять, сколько зарабатывает судовладелец, необходимо произвести понятный и простой расчет. Обычно владелец несет расходы, связанные с запчастями, ремонтом и обслуживанием, выплатой зарплаты морякам и иными сопутствующими сложностями. Есть один нюанс – топливо оплачивает фрахтователь, но это не является критичным.
Текущая конъюнктура определяется многими факторами – положением на рынке, тратами и колебаниями цен на перевозимое сырье на балкерах и сухогрузах. Говоря о конкретных цифрах, можно взять судно типа Панамакс, занимающееся грузоперевозками. Расчеты актуальны на лето 2020 года, ставки из-за рекордного падения индекса BDI упали.
В среднем "Панамакс" можно зафрахтовать за 10 тыс. долларов в сутки. Т.е. выручка судовладельца в сутки составляет 10 000 $. Давайте теперь вычтем из нее расходы и узнаем, какая же прибыль. Техобслуживание и обеспечение судна (снабжение, материалы, масла, ремонт) – это 1200 долларов. Дальше, зарплата экипажу судна (морякам) – 2 900 долларов в сутки, 400 долларов составляют иные затраты. Несложно посчитать, что суточная прибыль владельца 5500 долларов - 2 млн долларов в год. Это конечно совсем немного, учитывая, что строительство такого судна обойдется примерно в 50-55 млн долларов. Окупаемость одного корабля (судна) около 25-ти лет!
Чтобы вы могли лучше понять, насколько велики перепады индекса, только поймите, что в 2019 году за перевозку брали от 13 тыс. долларов, а в рекордном 2008 году, когда рынок рос, ставка достигала до 50 тыс. долларов США! Таким образом, всего лишь в течение года, судовладелец получал доход, равный 18 млн. долларов! За 3 года его стоимость полностью отбивалась владельцем, но это в лучшие времена!
Судовой бизнес сложен. Периоды расцвета перемежаются длительными спадами, компании разоряются, суда списываются в утиль и оставшиеся на плаву получают замечательные заказы по высокой цене. Именно поэтому, чартеры заключаются не с владельцами современных кораблей (судов) с высокими стандартами безопасности, а с теми, которые обладают собственным «жировым» денежным запасом, способным покрыть минусы тяжелых времен.
Моряки, отягощенные сложностями быта и семьями часто говорят о том, что им мало зарплаты, но ситуация зависит от различных показателей, связанных с величиной этого самого индекса BDI, по которому очевидно, какая ситуация на рынке. Если он негативен, то и добавки в несколько сотен долларов вы точно не дождетесь, это факт. Ставка фрахта рынка – инструмент заработка брокеров, поэтому на конкретных цифрах оперировать будет непросто. Данные строго конфиденциальны, поэтому точный расчет на примере конкретного балкера или сухогруза сделать будет тяжело.
А как думаете вы? Насколько сейчас выгодны морские перевозки?
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓