Серия статей о формировании тарифов, деятельности предприятий ЖКХ Томска и о мерах наведения порядка в этой области
Продолжение. Начало в № 17–18, 2021 г.
Своим мнением на тему томских тарифов на ЖКУ продолжает делиться член Центрального политического Совета партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ», председатель редакционного Совета областной независимой газеты «Томская НЕДЕЛЯ» Евгений Кротов, пенсионер органов прокуратуры, в прошлом следователь прокуратуры.
Е. Кротов расскажет о формировании тарифов, деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства г. Томска, беспределе и мошеннических схемах управляющих
Еще более интересное о работе организаций и предприятий в сфере ЖКХ я хотел бы рассказать в этой части статьи.
Конечно, надувательство нас с вами со стороны ресурсоснабжающих организаций происходит не только на текущих ремонтах. Основная доля денежных средств, которые мы платим по тарифам за теплоэнергию и горячую воду, электроэнергию и водоснабжение, составляют капитальные ремонты.
В фильме Навального, о котором я уже упоминал в первой части моих размышлений, говорится, что якобы в фирмах, где руководителями являются родственники и знакомые директоров ресурсоснабжающих организаций, закупаются различные товары, например, питьевая и минеральная вода, — на большее, как видно, штаба Навального в Томске не хватило. Даже смешно становится.
Сейчас я опишу одну из схем по капитальному ремонту ресурсоснабжающих организаций. Как известно, при капитальном ремонте привлекается сторонняя техника, в том числе самосвалы и грузовые машины для перевозки грунта, труб и различных материалов в больших количествах. Приходится использовать подрядные организации, в которых руководителями работают как раз родственники и знакомые руководителей ресурсоснабжающих организаций.
Пример мне, понятно, придется привести из своей прошлой деятельности, в противном случае газету просто задавят судами. В начале девяностых я проходил службу в г. Сургуте в должности следователя военной прокуратуры Сургутского гарнизона. На Севере, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах работал Дорожно-строительный корпус Федерального дорожно-строительного управления Министерства обороны. Дорожно-строительные бригады корпуса были расквартированы во всех городах Тюменского Севера. Мое внимание привлекли следующие манипуляции — основным заказчиком работ выступала организация «Сургутнефтегаз». Суть заказа состояла в том, чтобы использовать в основном самосвалы и другие грузовые машины для подвозки грунта и других материалов для строительства подъездных путей к нефтяным и газовым скважинам. Чтобы как-то заработать. в начале девяностых была создана следующая система: жены командиров выступили учредителями юридического лица — общества с ограниченной ответственностью. Затем между должностными лицами «Сургутнефтегаза» и Дорожно-строительного корпуса был заключен договор об использовании грузовой автомобильной техники. По условиям договора автомобильная техника использовалась по системе оплаты за 1 отработанный час, как единицу оплаты: сколько часов используется техника — столько и получает по договору подрядчик. Этот договор и все денежные средства, перечисляемые по нему, касались воинской части, и со стороны военных вроде бы криминала нет.
Однако существовало два договора: вышеупомянутый договор лежал под сукном у нефтегазодобывающей компании, а для отчета использовался другой договор, согласно которому автомобильная техника работала по другой системе оплаты. За единицу оплаты принималась каждая тонна-километр при работе техники за перевезенные объемы. Этот договор не использовали военные для отчета, он был основным для отчета у компании заказчика для отчета перед акционерами. Какие бы органы финансового контроля ни проверяли хозяйственную и финансовую деятельность Дорожно-строительного корпуса, сомнений не возникнет, что все в порядке и все деньги в кассе.
В чем разница, скажет обыватель? А она в том, что по второму договору по перевозке грузов в тонно-километрах оплата за каждую условную единицу в 2 раза больше, чем в почасовой (за единицу — 1 час работы техники). Получается, половину денежных средств официально воинская часть не получает. Во втором договоре в одном из пунктов было указано, что половина денежной суммы поступает военным, а вторая половина — в фирму ООО, где жены командиров учредители. Если в нефтегазодобывающую компанию придет военный финансовый контроль, то они достанут первый договор и покажут, что все причитающиеся деньги перечислены. Естественно, перечисленные деньги в ООО обналичивались, и половина отдавалась руководителям нефтегазодобывающей компании. После этого половина от оставшихся денежных средств оставалась в воинской части, а вторая половина передавалась в Москву руководству Федерального дорожно-строительного управления Министерства обороны, проще говоря, генералам на хорошую жизнь и постройку дорогостоящих домов в пригороде столицы. По этому делу мне удалось арестовать подполковника и начальника финансовой части одной из бригад, дальше двигаться в то время просто не дали. Последние были осуждены военным судом, речь шла об огромных денежных средствах.
Вот вам и один из способов, как за счет включения в тариф необоснованных затрат можно увеличить затраты на использование грузовых автомобилей и самосвалов, привлекаемых для работ по капитальному ремонту.
Что касается закупаемых ресурсоснабжающими организациями материалов, то был у меня один случай, когда я работал директором МУ «Томское городское имущественное казначейство». Мне поступила анонимная информация, что при проведении капитальных ремонтов, в то время МУП «Томскводоканал», использует старые трубы, которые были в эксплуатации на газо- и нефтепроводах, было указано примерное место установки этих труб. Да, было и такое. Как мы видим, способов сделать капитальный ремонт, затратив на него как можно меньше денежных средств, много. Оказалось, это район Тимирязево, не сильно далеко от водозабора. Я вместе с главным инженером учреждения Александром Сысоевым возглавил выездную проверку, чтобы проверить полученную информацию. Были вызваны работники «Томскводоканала», ответственные за проведение капитального ремонта труб водовода на этом участке. Был привлечен трактор, который приступил к раскопке ранее уложенной трубы. При этом женщина, ответственный работник «Томскводоканала», увидев меня, крикнула: «…Кротов здесь!», и кинулась бежать прочь от места раскопок. К слову сказать, один менее ответственный работник ресурсоснабжающей организации все-таки остался. Как ни странно, труба оказалась новая, однако для меня открылся совершенно новый способ серых мошеннических схем при проведении капитальных ремонтов. Визуально было видно, что на трубе использован всего один слой изоляции, вместо четырех. Мы сделали фото трубы, я срезал кусок изоляции и, чтобы не было споров, передал в дальнейшем на экспертизу, которая подтвердила мое предположение о том, что слой изоляции был всего один.
Ну, что такого, скажет простой обыватель или нами избранные депутаты, которые, не посетив лично ни одного колодца в городе, так ратуют за снижение тарифов ЖКХ перед предстоящими выборами, и вновь занимаются обманом простых людей, давая пустые предвыборные обещания. А дело в том, что стоимость трех слоев изоляции, на трубе которых не оказалось при проверке, составляет стоимость самой трубы и всех работ, связанных с ее укладкой. Вот и вся нехитрая арифметика.
Сколько труб водовода укладывается в Томске? Правильно, километры труб. А кто проверяет новые трубы или старые, но хорошо промытые, ведь стоимость их разная. Кто проверял изоляцию труб при капитальном ремонте, можете мне сказать? А я скажу —никто, а это огромные денежные средства, собираемые в виде тарифов.
Еще более интересное читайте в следующем номере газеты, будьте в курсе всего, что происходит с тарифами ЖКХ, и серых схем работы «коммунальной мафии» — ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.
Семен Крюков