Смысл любой сказки заключается в индивидуации (построение личной судьбы) героя, в результате которой он должен измениться и достигнуть душевной полноты (приблизиться к архетипу Самости, стать «философским камнем»). Данная сказка тоже преследует эту цель. Итак, мы имеем царя Салтана, трех девушек, сватью бабу Бабариху.
Царь – образ, включающий в себя личность, обладающую верховной властью и магической силой. Он находит себе жену, которая имеет для него огромную ценность – родит богатыря
Царица – образ женской части души царя. Его Анима (архетип). С ней он должен составить единое целое. Но обстоятельства их разлучают. Царь едет на войну, а царица рожает ребенка.
Две сестры и Бабариха – образы теневых аспектов Анимы. Они ей вредят всеми силами, пытаясь достичь своих целей. Но, как мы видим, мотивом их действий служит злоба, порожденная завистью. Они не могут манипулировать царицей, потому действуют обманом.
По сюжету любой сказки главный герой должен быть отделен от своих родителей или от одного из них. Только полное отделение, нужда, ставящая вопрос о жизни и смерти, может сподвигнуть главного героя на действия, ведущие его к формированию новой личности (индивидуацию). Эту роль выполняют подложные письма. Фактически, судьба главного героя управляет теневыми аспектами его матери и создает ему безвыходные условия: либо умереть, либо измениться. В результате обмана царицу с ребенком сажают в бочку и бросают в море. Произошло полное отделение главного героя от отца.
Бочка – образ архетипа «Мать и дитя». Она плывет в море и охраняет обоих от воздействия негативных сил коллективного бессознательного. Ребенок, находясь под воздействием этого архетипа, быстро взрослеет. Его рост обеспечен постоянным присутствием матери, передающей ему все содержания данного архетипа. Ребенок вырос из этого архетипа и сломал его дно. Этот архетип перестал действовать в результате взросления главного героя. Выйдя из бочки на острове, главный герой показал готовность к обретению своей собственной Анимы.
Море – образ коллективного бессознательного, его женский аспект. Именно море несет бочку к острову, где и произойдут главные события для героя.
Остров – образ архетипа Самости. Судьба главного героя привела его в место, где он станет тем, кем должен стать. Судьба не дала ему выбора. Душевное развитие героя происходило за счет матери. Теперь он, почти достигнув духовного совершенства, должен завершить свое преобразование, обретя свою Аниму (женскую часть души).
И снова судьба послала ему испытание и возможность завершить процесс приобретения новой личности. Он сделал лук и пошел охотиться. Там увидел коршуна, преследующего лебедь.
Коршун – очень мощная Тень (архетип) его отца, царя. Такая Тень говорит о том, что главный герой, сын царя, был под действием очень сильного «комплекса отца». Его душа не могла развиваться нормально, так как герой не имел возможности проявить свою инициативу, не умел строить отношения с женщинами, не имел возможности проявить свои властные таланты, данные ему от рождения. Потому в его душе сформировалась Тень отца в виде коршуна-чародея, который пытается овладеть его Анимой (Лебедью). Герой убивает эту Тень, низводя ее до банальной тени, которую он легко интегрирует в свою личность.
Лебедь – образ еще не распознанной Анимы героя. Ее образ также говорит о том, что она связана со сферой ДУХА, с глубинными структурами коллективного бессознательного. Позже это наглядно будет продемонстрировано отрядом одинаковых богатырей во главе с дядькой Черномором, а также преображением в потрясающую, почти божественную красавицу.
Лебедь говорит главному герою, чтобы он не грустил и спать ложился. Вот герой уснул и во сне с ним стали происходить невероятные вещи. У него, как у сильного мага, включилось «активное воображение». Об активном воображении мы писали в отдельной статье.
С помощью активного воображения он увидел чудесный, белоснежный город. И в этом городе он увидел себя Князем Гвидоном. Все было чудесно в этом городе. Даже белка, которая грызла золотые орехи и вынимала изумрудные (смарагдовые) ядра. Что говорит о глубочайшем погружении сознания героя в магические, мифологические глубины собственной психики. Ведь белка – это один из инстинктов, которые помогают герою в достижении им определенных целей. Она передвигается по дереву вверх (до божественных высот) и вниз (до глубин мироздания). Таким образом, белка, передвигаясь по мировому древу, может посещать все миры, через которое оно, древо, проходит. А изумруд – это символ глубочайшего религиозного смысла. То есть, главный герой во сне познает глубины коллективного бессознательного. А активное воображение заставляет всех героев проживать самостоятельные жизни во сне главного героя.
Далее следуют испытания, благодаря которым главный герой с помощью своей еще не распознанной Анимы погружается все глубже в психическую реальность. Там он встречается со структурами коллективного бессознательного (33 богатыря). Появление одинаковых людей в форме (полицейских, военных, монахов и т.д.) говорит о том, что у главного героя нет иного пути. Судьба за него уже все решила. А затем он распознает в птице Лебеди свою женскую часть души – Аниму. И, естественно, все завершается свадьбой. Он интегрировал свою Аниму и приобрел новую личность.
Князь Гвидон – образ преобразованного человека, обладавшего мощными магическими способностями и полностью их реализовавший. Он прошел все испытания и приобрел всю полноту власти в государстве, созданном его активным воображением. Но самое главное – он преодолел «комплекс отца» в самом себе и приобрел новую, совершенную личность.
Но это толкование будет не полным, если мы забудем сказать о царе Салтане. Ведь он, в результате заговора, потерял свою Аниму (Царицу). Но, в конечном итоге, воссоединился с ней. Так что здесь можно говорить о двойной конъюнкции (соединении противоположностей). И царь, и князь соединились со своими женскими половинками (Анимами), и в магическом плане составили идеально пропорциональную мандалу (2 мужских и 2 женских начала). То есть сказка завершилась полной гармонизацией души главных героев.
Красиво и полезно, особенно для детей.