Найти тему
Открытый Город

Главный экспонат

Вот уже несколько сезонов подряд перед нашими участниками распахивает свои двери гостеприимная «Сергиевка», бывшая усадьба герцога Лейхтенбергского и его супруги, Великой княжны Марии Николаевны.

Дворец Лейхтенбергского в Сергиевке, фото 2021 год
Дворец Лейхтенбергского в Сергиевке, фото 2021 год

В любую погоду на подъезде ко дворцу гостей встречает Дмитрий Владимирович Осипов, доктор биологических наук, профессор и академик РАЕН. Много лет он руководил Биологическим институтом, который разместился в усадебных домах сто лет назад. Именно профессор Осипов будет нашим проводником в историю этого прекрасного места.

С первых же слов вы поймете, что вас ждет особенный рассказ. Дмитрий Владимирович каждую экскурсию проводит так, будто делает это в первый и одновременно в последний раз, боясь упустить даже малейшую деталь.

Д.В. Осипов ведёт экскурсию по усадьбе "Сергиевка" для проекта "Открытый город", фото 2021 год
Д.В. Осипов ведёт экскурсию по усадьбе "Сергиевка" для проекта "Открытый город", фото 2021 год

Профессор рассказывает о том, как Петр I раздавал участки вдоль южного берега Финского залива своим приближенным, о том, как строилась Петергофская дорога, о череде владельцев «Сергиевки», от Алексея Петровича, сына Петра, до Марии Николаевны, любимой дочери императора Николая 1, и её супруга, герцога Максимилиана Лейхтенбергского.

Огромный вклад этого иностранца в развитие русского искусства и русской науки несправедливо забыт. А ведь молодой человек, вопреки устоявшимся традициям согласившийся переехать в чужую страну за супругой, за свою недолгую жизнь успел сделать так много: основал первое промышленное гальванопластическое предприятие в России, руководил институтом горных инженеров, а также был президентом Императорской Академии Художеств. Максимилиан был истинным ценителем прекрасного. Собрав богатейшую коллекцию произведений искусства, значительную часть он разместил здесь, в своей «Сергиевке»: во дворце, в павильонах и в парке.

Вид дворца в Сергиевке с Западного фасада. Луиджи Премацци 1850 гг из собрания Эрмитажа
Вид дворца в Сергиевке с Западного фасада. Луиджи Премацци 1850 гг из собрания Эрмитажа

К сожалению, большая часть шедевров погибла во время войны, ведь усадьба оказалась на переднем крае ожесточенных сражений, на Ораниенбаумском плацдарме, и очень сильно пострадала. Дворец был разрушен почти до основания, а живописные и скульптурные шедевры превратились в пепел и осколки.

Спустя время дворец восстановили, а сотрудники биологического института стали по крупицам собирать и реставрировать чудом сохранившихся «Еву», «Немезиду» и «Венеру».

3D-копия статуи "Ева" и мраморная статуя "Немезида" во дворце Лейхтенбергских в Сергиевке*
3D-копия статуи "Ева" и мраморная статуя "Немезида" во дворце Лейхтенбергских в Сергиевке*
"Венера, снимающая сандалию", дворец в Сергиевке, 2019 год
"Венера, снимающая сандалию", дворец в Сергиевке, 2019 год

Именно «Венера, снимающая сандалию» - главный экспонат нынешней «Сергиевки».

История этой скульптуры началась с личного заказа Николая 1. Получив в дар от неаполитанского короля маленькую бронзовую статуэтку, император поручил Ивану Петровичу Витали изготовить по её образцу гипсовую статую. Скульптор подошёл к работе основательно. Пригласив десять натурщиц, одной из которых была его жена, он объединил их лучшие черты в едином образе. Император, восхитившись скульптурой, не только заказал «Венеру» в мраморе, но также повелел сделать гальванопластические копии для своих дочерей: Ольги, будущей королеве Вюртембергской, и Марии, хозяйке усадьбы «Сергиевка».

Мраморная «Венера» была установлена в Зимнем дворце, а позднее передана в Русский Музей, статуя, предназначавшаяся для Ольги, отправилась в Штутгарт, а скульптура, исполненная для Марии, почему-то была забракована и заказана вновь. Второй вариант императору понравился и был подарен дочери, которая разместила статую в своём усадебном дворце. Именно она наша главная героиня.

"Венера, снимающая сандалию " в усадьбе Сергиевка.ю фото 1938 года*
"Венера, снимающая сандалию " в усадьбе Сергиевка.ю фото 1938 года*

Кроме того, была изготовлена ещё одна копия, она поселилась в Петергофе, в павильоне на Ольгином острове. Судьба этой статуи оборвалась в годы войны.

Что же наша Сергиевская «Венера»? Её ждали суровые испытания, она была погребена под развалинами дворца, откуда сильно повреждённую скульптуру извлекли в 60-х годах.

"Венера. снимающая сандалию", найденная в подвале разрушенного дворца Лейхтенбергских , 1960 г*
"Венера. снимающая сандалию", найденная в подвале разрушенного дворца Лейхтенбергских , 1960 г*

Первыми реставраторами стали учёные-физики, приглашённые Д. В. Осиповым. Они очень бережно начали возвращать бронзовую богиню к жизни. Реставрация длилась много лет, привлекалось множество специалистов, и вот, 12 мая 1999 года возрождённая «Венера» вновь заняла своё место во дворце Лейхтенбергского в «Сергиевке».

История на этом не заканчивается, ведь наша героиня стала мамой для бронзовой копии, вновь установленной на Ольгином острове, и для гипсовой статуи, украсившей в 2009 году особняк Румянцева на Английской набережной.

"Венера, снимающая сандалию" на Ольгином острове. ГМЗ "Петергоф", 2009 год*
"Венера, снимающая сандалию" на Ольгином острове. ГМЗ "Петергоф", 2009 год*

В жизни Сергиевской «Венеры» сейчас яркая полоса – она блистает на выставке «(НЕ)подвижность» в Центральном выставочном зале «Манеж», и до 16 мая её может увидеть любой желающий.

"Венера, снимающая сандалию" ЦВЗ "Манеж", фото 2021 год
"Венера, снимающая сандалию" ЦВЗ "Манеж", фото 2021 год

А затем она вернётся во дворец Лейхтенбергского, где Дмитрий Владимирович будет вновь с гордостью показывать её своим гостям и читать стихи, написанные И. С. Ивановой, сотрудницей центральной библиотеки:

-10

*фото из книги Д.В. Осипова "Венера, снимающая сандалию. История одного шедевра" 2015 год

Вам может быть интересно: => Таинственный фонтан

Автор статьи: Мария Клещёва, экскурсовод. Специально для проекта «Открытый город».