Советский Союз развалился, Белоруссия считалась, как отдельное государство. Коснулась перестройка и семьи Бориса, его отзывали обратно в Россию. Конечно, можно было остаться и здесь. Но везде шли преобразования, во всех структурах власти. Каждый сотрудник отделения ждал своей участи, останется он работать, или его сократят. Борис написал рапорт о переводе и послал его в управление своего города. Ответ не замедлил себя ждать, его переводили к новому месту службы. Он не говорил преждевременно Гале о переводе. Да и сам не был уверен, что получится. Думал, за столько лет его там забыли. Как теперь говорить ей об отъезде, а ехать нужно в ближайшие дни. Пришел с работы поздно, жена возилась по хозяйству, теща с детьми были во дворе.
- Галя, я хочу с тобой поговорить, сегодня мне пришел перевод к новому месту службы, в мой город. На днях мы должны будем уехать. На первое время снимем там комнату, а потом дадут квартиру.
- Как же так, почему ты до сих пор молчал, а как же мама?
- Мы заберем ее с собой, а если не поедет, у нее есть здесь сын, будет жить с ним.
- Без нее я не поеду, не ладит она со снохой, не сошлись характерами.
- Тогда будем ее вместе уговаривать. Но здесь я не могу остаться, здесь я чужой. Еще не знаю, как все дальше повернется, мне необходимо уехать. Поговаривают, что в других республиках устраивают гонение на чужестранцев. Мы были братьями, пока существовал Союз, а теперь мы по разные стороны. Не плачь, поговорим сейчас с мамой, и все разрешится само по себе.
- Мама, Борю переводят назад в Россию, и он хочет забрать нас туда и тебя тоже.
- Нет, дочка, никуда я не поеду. Моя родина здесь и другой мне не нужно. А ты собирайся и езжай с мужем.
- Не плачь бабушка, мы тоже никуда не поедем, останемся здесь, - сказали дочки.
- Ты слышал ответ, значит, и я никуда не еду, здесь у нас все свое. А там еще неизвестно, где будем жить.
- Галя, не плачь, есть еще несколько дней, успокоишься, и все решим. Но он видел по их лицам, что они никуда не поедут. Настал день отъезда, Борис собрал вещи в чемодан, лишнего не брал, на месте все купит.
- Галя, я уезжаю, а ты хорошо подумай. В любое время можешь приехать ко мне. Я люблю вас всех и буду ждать, - он вышел, хлопнув калиткой.
Все, что он делал дальше, было как во сне. Но он в подсознании надеялся, что после смерти матери семья переберется к нему. Поезд отходил от перрона. Он вдруг вспомнил свой приезд сюда. И свое первое боевое крещение, за это время были и другие стычки с бандитами, но та подарила ему жену, Галю. Помнил налитые кровью звериные глаза Филина. Его застрелили через несколько лет при переходе границы. Тело привезли в то село. Показали жителям, и многие тут же сдали оружие и вернулись к нормальной жизни.
Родной город встретил его приветливо. В Управлении было много новых людей. В первое время он тосковал по семье, а потом чувства его притупились. Часто звонил Гале, но разговаривали не долго, а он был и этому рад, услышать любимый голос. Первого отпуска ждал с нетерпением. Быстро собрал необходимые вещи и в дорогу. К дому подходил с замиранием сердца. Вот сейчас ему навстречу выедет жена. Но в доме была одна теща, она сидела у стола и чистила картошку.
- А, зятек приехал, почему не предупредил, Галя встретила бы тебя. Она работает во вторую смену и девчонки с ней, придет только к вечеру.
- Мама, а вы как будто бы и не рады мне, что плохого я для вас сделал? – спросил он тещу.
- Хочешь знать мое мнение. Я была против замужества дочери. Ты чужак, сегодня здесь, а завтра укатишь. Так и получилось и теперь она ни жена и не вдова.
- Она подумает хорошо и поедет со мной. Мне обещают дать квартиру.
- Не поедет она с тобой, я знаю. Не смотри на меня так и дело тут не во мне.
- Тогда, что ей нужно? – с горечью в голосе спросил Борис. Получаю я хорошо, все необходимое со временем приобретем.
- Со своей земли она не хочет уезжать. Здесь у нее все свое, а там она считает чужое. И это не я ей навязала, она мыслит по-своему. Может, ты переедешь снова сюда, и заживете по-старому.
- По-старому не получится, здесь все изменилось, как и у нас там. И как вы говорите, чужаков не любят и не держат здесь. Я когда собирался уезжать, меня даже не пытались удержать здесь, понятно.
- Да все я понимаю, но и ты ее пойми и не терзай душу.
Поговорив с тещей, Борис решил пойти в школу, не было сил ждать и томиться. Он знал в поселке все и успел полюбить его. Но на протяжении здесь прожитых лет, его щемила тоска по родине. В школе спросил, в каком классе преподает жена, и подошел к нему. В щелку двери он видел, как жена разговаривает с учениками, приподняв красивую головку. Как же он по ней соскучился. Но тут неожиданно для него прозвенел звонок. Ученики выбежали из класса, и он зашел туда. Вот она родная, милая, как же он по ней скучал. Галя сидела вполоборота к нему и что-то писала в журнале.
- Галя, - Борис вложил в свой голос столько боли и нежности, - любимая моя.
- Боря, откуда ты здесь, это не сон, Боря, - она бросилась к нему на шею и стала целовать его. - Ой, ученики увидят, пойдем, здесь есть одно укромное местечко. Здесь нам никто не помешает. Когда приехал, ты на совсем, или как?
- Ты прекрасно знаешь, что совсем приехать у меня теперь не получится, приехал в отпуск.
- У меня еще один урок, и дополнительные занятия, но я их отменю. Иди домой и жди меня там. Она плотнее прижалась к нему, соскучилась я по тебе.
- А я как соскучился, ты даже не представляешь, а где сейчас девочки?
- Уже урок начинается, ты иди, а мы придем все вместе.
Борис хотел зайти в районный отдел, но передумал, там сейчас все новые. Начальник, как только началась перестройка, ушел на пенсию. Зашел во двор, сел на лавочку, он уже знал, что Галя не поедет с ним. Тогда как жить дальше, он и так с тоски начал частенько выпивать. А что делать одинокому молодому мужику, когда жизнь не складывается.
Девочки подошли к нему прижались и поцеловали его, сказав, что они очень рады его видеть. Но особого восторга, он на их лицах не увидел, отвыкли от него. После ужина домочадцы угомонились, Борис с Галей вышли во двор, на свежий воздух.
- Чуешь, как у нас здесь хорошо, ты не скучал по здешним местам.
- Я скучал только по вам, по тебе и девочкам. Что ты мне ответишь сегодня, на мое предложение поехать со мной.
- Тоже, что и раньше. Не береди мое сердце. Никуда я не поезду, да и дети не хотят, ты спроси их сам, если не веришь мне.
- Они ко мне охладели, нет искорки радости в их глазах.
- Просто долго тебя не видели. Завтра, увидишь, будет все по-другому.
- Галя, я люблю тебя, что с нами дальше будет?
- Живут люди и так. Мы тебя будем ждать в отпуск, и надеяться, что со временем все измениться.
- Ты про раскол Союза. Возврата к прежнему образу жизни не будет и не надейся. Не для того его разваливали.
- Боря, ты не присылай нам много денег, нам своих хватает, не бедствуем.
- А куда мне девать столько. Пока квартиру снимаю, но обещают скоро дать свою. Вот увидишь ее и переедешь ко мне.
- Ты меня не понял, это все не из-за квартиры, а из-за родины. Там я тоже чужой буду.
- Все не так будет. Ты моя жена, давай сохраним семью, мы любим друг друга, - настаивал он.
Через две недели он собрался уезжать. Галя просила, чтобы он остался тут и нашел себе другую работу. Но он военный и по-другому сделать не мог. Давал присягу на верность родине, и это не обсуждалось.
На следующий год, он едва дождавшись отпуска, полетел к своей семье. Самолет приземлился в городе в шесть часов вечера. До райцентра на такси Борис доехал за два часа. Была ранняя весна, на деревьях набухали почки и в воздухе стол терпкий запах зелени. Как хорошо, воздух чистый, прозрачный и дышится легко. В городе этого не замечаешь. Там бесконечная суета, большая загазованность от транспортных средств. Борис подошел к дому и услышал за калиткой разговор. Хотел зайти, но что-то его удержало это сделать. Он решил послушать, о чем говорила жена с неизвестным мужчиной.
- Ты знаешь, как я отношусь к тебе, к детям твоим. Они меня принимают за своего, а ты все упрямишься. Где он, твой муж, приезжает раз в год, и ты считаешь это нормально. Посмотри на себя, ты молодая красивая женщина, а хоронишь себя.
- Не нужно, Антон, я сама ничего не могу понять в своей жизни. Любила я Бориса, а куда все это делось. Разбросала нас жизнь в разные стороны. А тебе спасибо за девочек моих, ты с ними столько времени проводишь. Борису все некогда было, на первом плане у него работа. Скоро он приедет, и я должна буду на что-то решиться. Но только одно знаю, отсюда я не уеду, не брошу маму. Иди, Антон, мне еще тетради проверять нужно, спокойной ночи.
- Ты подумай хорошо, о чем мы тут говорили, и сделай правильный выбор, - он вышел, быстро зашагав к соседнему дому.
Сосед у нее новый. Раньше тут бабушка с дедушкой жили. Холостой, видать, мужик, раз просит пересмотреть свою жизнь. Галя сидела в беседке, уронив на руки голову, он ее тихо позвал, - Галя.
- Кто здесь, Борис, откуда ты, а мы тебя позже ждали?
- Соскучился и решил приехать раньше. А вы как тут без меня жили? Писать стала совсем редко, по телефону говоришь две минуты и куда-то торопишься. Галя, я слышал ваш разговор с этим Антоном, кто он тебе, скажи, только честно?
- Пока никто, сосед, помогает нам по хозяйству. Мужчины у нас в доме нет.
- А меня ты разлюбила, примерно, так ты ему сказала.
- Сама не знаю, но уже не дрожит сердце при виде тебя, - и она заплакала, - это ты во всем виноват.
- И ты тоже, могла бы сразу поехать со мной. Я слышал ты из-за матери тут осталась. Но у нее есть еще и сын, переехал бы из деревни сюда, здесь работы больше. Я только одно понял, ты меня никогда и не любила. Придумала себе все, замуж удачно вышла, детей родила. И не нужно больше никаких объяснений. Я уезжаю, прямо сейчас, кому здесь я нужен.
- А дети, ты что, их даже не увидишь? – взволнованно спросила жена.
- Что-то я не видел радости на их лицах, по поводу моего предыдущего приезда. А теперь и вовсе. Сосед рядом, они в мою сторону и не посмотрят. Прощай, Галя, больше мы с тобой никогда не увидимся. Но если ты передумаешь, насчет меня, приезжай, я тебя приму и детей тоже. - Он открыл чемодан, вытащил оттуда подарки и зашагал к калитке. Вслед ему тишина, ни одного слова. Слезы капали из его глаз и стекали на подбородок. Вот и все, разрублен последний узел, связывающий его с семьей. Один он, один, и никому не нужен. Он взял билет на поезд, который отходит только утром. Всю ночь он просидел на лавочке, тупо уставившись перед собой и не было у него никаких мыслей.
Не успел приехать домой, его вызвали Управление, начальник поздравил его с получением квартиры. Он был рад, наконец-то все его мытарства закончились. Он тут же написал жене, чтобы приезжала с детьми, квартира у них есть.
Но семья так и не приехала. А через полгода Галя прислала письмо, в котором просила развод. Так уж получилось, у них с Антоном будет ребенок. Да, она женщина молодая, тридцать пять лет всего, успеет ему родить детей. А он видно однолюб, на женщин пока смотреть не хочет.