Украшения из пластмассы. Изделия из пластика в СССР. Часть 2. "Незнакомка" И. Крамского.
Ко мне в руки попала вот такая, на мой взгляд, редкая брошь из пластмассы. Интерес у меня она вызвала тем, что, во-первых: с обратной стороны есть цена: 1р. 87к. , а это: ни много-ни мало: 1 шт. шоколада "Аленка"-100 г/80 копеек, пирожных на выбор: "Картошка", "Корзиночка", "Трубочка", "Краковское" и все по 22 копейки или мороженого куча-завались: Фруктовое - 9 копеек( замороженная вода с сиропом),мне, например, не нравилось, а мама говорила, что кисленько и то что нужно, чтобы утолить жажду, Сливочное в бумажном стаканчике с деревянной палочкой-13 копеек, и самое вкусное- пломбир в вафельном стаканчике-19 копеек)))...
Да, конечно, глупо сравнивать: "А вот ра-а-аньше". Я это делаю не для того чтобы поругать-похаять время в котором мы живём или жили, просто я память уважаю. Ведь были такие цены. И плохого в том, что я поделюсь тем, что было вокруг нас каждый день, не вижу. Каждый день было. Потому и запомнилось). Теперь это уже именно ностальгия и история советского времени.
Так вот, возвращаясь к броши. Второе, что меня заинтересовало, кроме цены, это несколько странный сюжет. Дама надменного вида у тебя на лацкане... Кто-то же разрабатывал, утверждал к производству этот сюжет и, наконец, она у потребителя- любителя прекрасного. М-да... Я бы не хотела носить такую.
Честно, лично мне никогда эта картина не нравилась. Вероятно, талант Ивана Крамского смог передать ТО пренебрежение и надменность дамы с ТАКОЙ точностью, что это чувствуется и ничего хорошего внутри не вызывает. В быту эту картину назвают "Незнакомка", хотя автор назвал "Неизвестная". Но, вернемся к первоисточнику.
Мы видим молодая женщину, которая проезжает в открытом экипаже. Фон: Невский проспект у павильонов Аничкова дворца. Одета женщина — по последнему слову моды тех лет: бархатная шляпка «Франциск» со страусиным пером, пальто фасона «Скобелев» из бархата, подбитое соболем и тонкие перчатки из кожи.
Такой наряд был неприличным и даже вызывающим. Столь подчеркнутую модность могли позволить себе дамы полусвета: куртизанки и содержанки. Аристократия постепенно беднела и уже не могла позволить себе столь рьяно следовать моде. А в высшем свете стало принятым намеренно отставать от новых веяний в одежде.
Дело в том, что в то время почтенные дамы не разъезжали одни. Так делали проститутки или те, кого вскоре назовут суфражистками. Именно поэтому экипаж героини Крамского вызывал у нарекания у современников. Критик Стасов,например, назвал её кокоткой в коляске.
Взгляд Неизвестной выражает надменность одновременно с достоинством и грустью. Такая необъяснимая комбинация вместе с отсутствием имени женщины порождает тайну. Молчание живописца на тему: кто изображён на полотне породило массу легенд. Не осталось никаких писем, записей или дневников Крамского , где бы называлось имя модели. А гипотезы не выдерживают проверки.
Вот такая странная картина...
Что же касается броши, то я не поняла каким именно способом нанесено изображение. То ли фото под лаком, то ли какая-то печать? Если кто-либо знает, подскажите, пожалуйста, буду признательна. И еще заинтересовал вопрос: есть ли какие-то другие виды украшений времен СССР с использованием фрагментов живописи? Кто знает, отзовитесь! Очень интересно как еще пытались украсить советскую женщину).