Многие родители начинают думать об образовании ребенка задолго до школы. Но редко кто из взрослых осознает реальную трудность и сложность школы.
В СЕМЬ ЛЕТ РЕБЕНОК ИЗ ДОШКОЛЬНОГО ПЕРЕХОДИТ В ШКОЛЬнЫЙ ВОЗРАСТ. Основная причина нового кризиса-развивающие возможности игры ребенком исчерпаны.
Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек- она была стимулом и условием их развития. Ведь только через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, учились управлять своими эмоциями и поведением.
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7 летнего ребенка в познании окружающего мира.
У ребенка появляется новая потребность в получении знаний и умений не присущих ему ранее. ну рассмотрим пример: Ребенок пришел из детского сада грустный. При вопросе мамы " Что случилось?", "Болит?", " Кто обидел?" Не последовало определенного ответа или ответ все же поступил, но неопределенной гримасой и поспешил уйти в свою комнату. Сидя в сторонке приговаривая " Нет, не хочу больше играть в твои игрушки! Скучно".
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений.
Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль.
Такой желанной для ребенка ролью становиться статус ученика.
Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей: внешними атрибутами- портфель, тетради, пенал, отметки( оценки), перемены. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому.Мальчики и девочки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными.
Это отношение распространяется на старые игрушки и книжки, одежду которую носили. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, машинками и куклами доставляли им удовольствие.
Игрушки, которые 2-3 года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.Готовность к школе-это не только желание, но еще и умение учиться.
Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учиться. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям-как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия- заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис конца дошкольного детства.
Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких, быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.
Интеллектуальная пассивность детей, их не желание думать, решать задачи, прямо не связаны с игрой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.
И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6-7 лет- моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению- будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы важно не только понимать, чему и для чего он учиться. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг к успешной учебе.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с семейными и бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений. Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых- воспитатели, врачи, соседи, продавцы, знакомые мамы и папы.
Ребенок учиться ( как себя вести) в определенном обществе и в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний - радости , обиды, огорчения- и значит, что он их переживает.
В период кризиса 7 лет впервые возникает обобщение переживаний, или "логика чувств". Или другими словами , ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.
Если вы заметите, что ваш ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию...