Институт семьи умирает, и это не хорошо и не плохо, а банально.
В традиционном обществе брак был средством заключения и упрочения межродовых союзов, а для конкретного человека - способом подчеркнуть и даже повысить своё положение в обществе.
Брак был одним из механизмов в неэффективной докапиталистической системе распределения благ.
В условиях ярко-выраженного неравноправия полов брак и семья служили женщине защитой и стандартным жизненным путём, не вызывавшим осуждения и гарантировавшим еду и кров.
Романтизация брака, семьи, материнства и детства случилась именно в эпоху бурного развития капитализма, когда брак, семья, материнство и детство почти утратили своё утилитарное значение, но ещё не отмерли. Не зная, что делать с устаревшими общественными институтами, люди просто наделили их воображаемыми свойствами:
- брак стали считать выражением любви
- семью стали считать воплощением счастья
- материнство стали считать желанным событием, а не тяжким испытанием, каким оно было до эпохи комфортных родов
- детство стали считать отдельным периодом жизни, настолько сладким, что многие люди просто отказываются взрослеть, а не периодом вхождения в трудовую жизнь, каким детство было до эпохи пассивного дохода и нормированного рабочего дня.
Теперь понимаете, что смерть семьи неизбежна, так как для неё уже не осталось предпосылок: семья откровенно не нужна в условиях эффективной правовой и финансовой системы, равноправия полов, исключения детей из трудовой деятельности и прочих благ цивилизации.
Статистика разводов подтверждает вывод о смерти семьи, которая перестала быть чем-то основательным и стала лишь одной из возможных форм взаимодействия между человеческими особями, игрой, в которую можно играть, а можно и не играть...
А для общественного института необязательность и есть смерть: представьте себе, что стало вдруг необязательно получать паспорт, можно, но не нужно... разве это не означало бы смерть института паспортизации населения, несмотря на то, что многие люди продолжили бы получать паспорт как символ гражданства?
Не надо плакать по институту семьи: он возник не от хорошей жизни, а от жизни, полной трудностей и неопределённостей, страхов и угроз. Решая старые проблемы новыми способами, человечество также отказывается и от старых способов, которые не решали проблемы, а лишь купировали.
Сентиментальным и ностальгическим натурам советую утереть сопли и решать проблемы актуальные, а не вымышленные, например, загрязнение окружающей среды, свою лепту в которое вносят семьи, не могущие обойтись без автомобиля, потому что семья.
Вообще, сегодня, в эпоху бурного развития с её новыми вызовами, семья стала формой эскапизма, законным и почётным оправданием бездействия: я выполнил свой долг, завёл семью и наделал детей, отстаньте от меня, а лучше - дайте денег!
А в соцсетях демонстрация романтических отношений, семьи и детей стала чуть ли не главной формой хвастовства для людей, которым больше нечем похвастаться - чем не доказательство тезиса о смерти семьи, которая из необходимости выродилась в дешёвый выпендрёж?
Семья мертва, но похороны откладываются, а вместо них - глупый фарс вокруг смердящего трупа: семья мертва, но театр жив!