Художники пишут картины, вкладывая в них силу, энергию, частичку своей души. Они надеются, что их работы будут жить долго. К сожалению, не всегда дома, в квартирах или мастерских есть условия идеальные для хранения картин.
Бывает очень обидно, когда работа оказывается испорченной, или на ней начинают развиваться необратимые процессы. Трещины, кракелюр, вплоть до осыпания красочного слоя. К сожалению, я с этим столкнулась.
В музеях тщательно отслеживают все параметры окружающей среды: влажность, температуру, уровень пыли. Там стоят специальные датчики, сами помещения специально устроены для хранения произведений искусства, есть люди хранители, которые все контролируют.
Мастерские художников в городах Центральной России, где есть центральное отопление, относительно благополучны для сохранности картин. Конечно, там присутствует излишняя сухость воздуха, но с ней можно бороться: чаще проветривать помещения, завести комнатные растения, просто оставлять воду в горшках или вазе.
Зато в южных регионах нашей страны, например в Сочи, центральное отопление не спасает от влажности и плесени, которая развивается во всех углах, шкафах, стеллажах картин, где нет должной циркуляции воздуха.
Здесь, наоборот, приходится ставить осушители воздуха. Люди ставят такие осушители в шкафах для обыкновенных вещей, которые периодически включаются. Для картин, если они стоят плотно стопкой, это тоже необходимо, иначе может появиться черная плесень, как на лицевой, так и обратной стороне холста.
В частном доме на юге, где нет централизованного отопления, и в мастерских обычно прохладно, можно обойтись без принудительной сушки. Главное, чтобы было постоянно приоткрытое окно.
Этого достаточно для борьбы с излишней влажностью, плесенью, затхлостью. По крайней мере, я в своей мастерской делаю именно так. Температура воздуха от 30 градусов летом до 10 градусов тепла зимой не портит работы, ведь ее подъем и снижение всегда постепенны. Мороза у нас не бывает, даже понижение температуры за окном, не скажется сильно на помещении.
По крайней мере, мои работы, хранящиеся в мастерской, не испортились так, как картины, просто висящие на стенах дома.
Самое страшное бедствие для картин, написанных маслом, это вода. Так картины, развешенные на лестнице в доме, оказались под потоками воды, после того как на верхнем этаже забыли закрыть в ливень дверь. Вода текла по стенам и картинам. Даже один раз оказался фатальным для работ. Краска стала отслаиваться. Картины безвозвратно испорчены.
Если мастерские находятся в районах с повышенным уровнем пыли, тогда картины на хранении нужно закрывать тонкой натуральной тканью. Можно использовать старую хлопковую простынь. Она защитит фактуру холста от запыления.
Знаю, что художники, которые живут и работают в деревенских домах, частных коттеджах, мастерских, где есть проблемы с поддерживанием подходящих условий, на холодное время года собирают все работы и складывают их на хранение в отдельное самое сухое и подходящее помещение, закрытое от остального пространства. Так работы будут целее.
Место или комната для хранения картин должны исключать доступ посторонних людей. Иначе возможна ситуация, когда без художника начнут смотреть работы, не беспокоясь о том, как их потом аккуратно сложить. Непрофессиональные, случайные люди, родственники могут нанести картинам непоправимый вред. Продавленные и даже прорванные хосты, поцарапанная поверхность – все очень неприятно и обидно.
В Сочи я столкнулась с проблемой, что в комнатах, где нет москитных сеток на окнах, дикие осы начинают лепить из глины на обратной стороне картины свои домики для личинок. Хотя сама поверхность работ не страдает, она сильно пачкается глиной.
Сейчас я уверена, что любая мастерская начинается с самого главного: места, где будут храниться картины. Комната, удобный стеллаж, большой шкаф или просто отведенный угол в комнате – нужно обезопасить свое творчество. Без правильного хранения, нет смысла и писать работы, ведь они могут испортиться. Необходимо уважать и беречь свой труд, свое творчество.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы и комментарии.