Найти тему
Заметки из жизни

Закон бумеранга существует

Реальная история. Девяностые годы.

Все фото автора.

Бориса вырастила бабушка, ему было четыре года, когда от онкологии умерла его мама, отец ушел сразу, после его рождения. Деда он тоже не застал живым, поэтому остался на попечении родной бабушки.

Бабушка поздно родила его маму, и он у мамы тоже был поздним ребенком, поэтому, когда он оканчивал школу, бабушка уже была старенькой, часто болела, ему приходилось ухаживать за ней, и в последнее время она с трудом доходила до ванной комнаты.

Борис рос болезненным ребенком, с рождения у него диагностировали заболевание сердца, он постоянно принимал препараты, бабушка строго следила и не позволяла ему пропускать назначения кардиолога.

Борис до восьмого класса был слабеньким, ни в какие драки и игры не ввязывался, посматривал, как бегают его одноклассники и только вздыхал.

Ребята его не обижали, знали, что болен, да и еще была веская причина уважать Бориса, он был лучшим учеником в классе, домашняя работа была всегда выполнена, он не жадничал и давал списывать всем желающим.

И к тому же он выручал весь класс. Когда была сложная тема, он поднимал руку и говорил, что не смог разобраться, тогда преподаватель спрашивал у класса, есть ли еще, кто не разобрался с темой и весь класс дружно заявлял, что тоже не разобрались и преподаватель начинал объяснять, класс был спасен, никого не спрашивали.

К десятому классу афера была раскрыта и когда, в очередной раз Борис сказал, что не понял тему и весь класс подтвердил, что тема очень сложная, преподаватель предложил им остаться после уроков.

Бегать с ребятами Борис не мог, все больше читал, как - то сломался у него радиоприемник, и Борис решил отнести его в мастерскую.

- Кто - то тут уже копался, - сказал мастер.

- Я копался, причину нашел, только запчастей нет.

- А то бы отремонтировал?

- Конечно, ничего сложного.

- Отец занимается или старший брат ремонтом?

- У меня никого нет, только бабушка и то совсем старенькая, болеет часто.

Борис почему - то не хотел уходить, было желание стоять у стойки и разговаривать с незнакомым человеком.

Павел Иванович, как звали мастера, расспрашивал Бориса о его жизни, о увлечении техникой и Борис был рад рассказать практически незнакомому человеку о себе все, какая - то теплота исходила от этого человека и сопереживание его тяжелому положению.

- Понравился ты мне, не знаю чем. Может, на сына старшего похож, тот тоже любил заниматься техникой, но у него был я, а ты сам до всего доходишь, молодец.

А хочешь, приходи ко мне после уроков, научу тебя разбираться в технике. Далеко живешь?

- Да нет, в соседнем доме.

фото автора
фото автора

- Вот и хорошо, при такой работе никогда без куска хлеба не останешься, а ты один, такая специальность лучшая для тебя.

И Борис начал метаться между школой, больной бабушкой и в свободное время, которого оставалось совсем мало, бежал к Павлу Ивановичу.

Ребята часто обращались, техника, говорил Павел Иванович, Слава Богу, ломается и мы всегда при работе. Первое время Борис обращался за советом к Павлу Ивановичу, а потом стал справляться сам.

Через год Павел Иванович сказал, что уезжает к сыну в Германию, на постоянное место жительства. Борис терял единственного друга, настоящего, взрослого к которому мог обратиться за любой помощью.

Для Бориса это был удар.

- Да не расстраивайся ты так, созваниваться будем, у тебя дома есть телефон, в Германии у всех телефоны, не потеряемся.

А я тебе на память подарок хочу сделать. Только предупреждаю, он не новый, купил сломанный и починил, но он тебе прослужит долго.

И достал из сейфа компьютер.

Борис не мог выговорить ни слова.

Павел Иванович засмеялся и пощелкал пальцами перед глазами Бориса.

- Але, Борис, ты где?

- У меня просто шок, я даже не знаю, что сказать.

- А ничего не надо говорить, хороший ты парень, Борис, мне жаль с тобой расставаться, честно скажу. Привязался я к тебе, у меня дети, внуки в Германии живут, если б они были здесь, я уверен, вы бы подружились. Ничего тебе обещать не могу, сам не знаю, как сложится жизнь в Германии.

Он протянул картонку, вот здесь я записал все координаты детей, твой номер телефона у меня есть, не потеряемся.

Ночью Борис услышал хрип в комнате бабушки, он метнулся в комнату.

- Баба, что случилось? – закричал он, но бабушка его уже не слышала, через минуту она вытянулась и перестала дышать.

Очнулся Борис утром, он лежал на полу у кровати. Сначала он ощутил боль в сердце, потом пришло осознание, что бабушка умерла. Он с трудом поднялся, посмотрел не нее, она лежала с открытыми глазами.

Медленно, держась за стенку, он зашел в свою комнату, набрал номер телефона скорой.

- Скорая, слушаю вас.

- У меня умерла бабушка, а что надо делать, куда звонить?

- Диктуйте адрес, высылаю бригаду.

Борис сел на диванчик в коридоре, боль в сердце не унималась, но подняться не было сил.

Скорая приехала вместе с милицией.

Бабушку забрали, Бориса допросили.

- А что мне делать?

- Ну, что делать, хоронить бабушку надо, родственники есть?

- Дальние, с ними иногда бабушка общалась по телефону, я их не знаю.

- Звони им, телефон записан где - то, ищи.

Борис остался один в квартире, выпил лекарство, взял бабушкину тетрадь с телефонами и стал искать номер родственников.

Нашел номер телефона Зины, она была единственной родственницей, причем дальней.

Смерть бабушки она восприняла без эмоций, обещала подъехать.

Часа через два подъехали с мужем, прошлись по квартире и первым делом спросили, есть ли деньги на похороны.

- Да, деньги есть, бабушка говорила, что хватит и на похороны и на поминки.

- Борис достал деньги из шкафа и все подал Зине.

- Сколько здесь?

- Я не знаю, бабушка туда откладывала, я никогда не интересовался, сказала как - то, что хватит на все.

Зина пересчитала деньги.

- Я думаю, что здесь хватит.

Сами похороны Борис не помнит, очнулся в больнице.

- Что ж ты не бережешь себя? Я тебе сколько раз говорила, что лекарство не должен прекращать пить и никакого стресса, для тебя это смертельно опасно,- выговаривала ему доктор, которая с детства знала Бориса и его бабушку.

- Я знаю, у меня бабушка умерла.

- Знаю, что с похорон тебя привезли на скорой. Анна Сергеевна следила за твоим здоровьем, тебя привезли в первый раз, когда тебе было два года и спасибо бабушке, что ты был относительно здоров, а сейчас ты уже взрослый парень и должен сам следить за своим сердечком.

- То, что сейчас с тобой произошло, чревато последствиями, не буду пугать тебя, но ты должен понимать, что все очень серьезно.

- Я понял, а долго я буду тут лежать?

- Долго.

- А у меня экзамены скоро.

- Давай договоримся так, неделю лежишь, а там я посмотрю по твоему состоянию, возможно, разрешу принести учебники. Учишься все так же, хорошо? Золотую медаль получишь?

- Не знаю, все зависит от экзаменов. Мне нужны учебники.

- Пока нельзя, а потом посмотрим.

Зина с Михаилом не оставили Бориса, постоянно приезжали, разговаривали с врачом, привозили фрукты, свежую выпечку, ее так любил Борис, но бабушка в последние несколько лет уже не могла баловать внука выпечкой.

Золотую медаль Борис не получил, не получил и серебряную. Зина его успокаивала, главное здоровье.

Борису еще не было восемнадцать лет, и они оформили опекунство над ним, Борис без раздумий согласился.

Зина предложила жить вместе, сказала, что ему нельзя сейчас оставаться одному, Борис тоже согласился, и они от матери Михаила переехали в квартиру к Борису, восьмилетний сын Федор остался жить у бабушки.

Когда они на старенькой машине привезли Бориса домой, он не узнал своей квартиры.

фото автора
фото автора

За то время пока он лежал в больнице, они успели сделать ремонт, выкинули старый бабушкин диван, поставили новый, угловой, выкинули сервант, поставили небольшую стенку, привезли большой телевизор.

Обновили кухню, у Бориса в комнате помыли стены, на столе же его ничего не тронули.

Боря, мы не стали у тебя ничего трогать, ты уж сам разбери.

Нравится тебе квартира, смотри, как преобразилась. Конечно, старый, да малый, что вы могли?

Зина с Михаилом окружили заботой Бориса. Зина постоянно что - то пекла, готовила, в кухне постоянно стоял запах то котлет, то свежей выпечки.

фото автора
фото автора

Забота о здоровье Бориса стояла на первом месте. Документы в университет подавать не стал, Зина с Михаилом настояли, чтоб отдохнул год, подлечил сердце.

Борис согласился, он и правда чувствовал себя неважно, постоянная одышка и иногда боль в сердце просто лишали его сил.

Зина с Михаилом выполняли все предписания врача. Долго сидеть с компьютером ему не разрешали, ему это не нравилось, но он понимал, что это вредит его здоровью.

Летом, на выходные уезжали на берег реки, брали палатки, Федьке своему строго настрого наказали смотреть за Борисом и упаси Бог, никаких игр, типа догонялок.

фото автора
фото автора

Когда начиналась грибная пора, они все ездили за грибами и Борис всегда был под их контролем.

Фото автора
Фото автора

фото автора
фото автора

В сосновый бор Зина с ними не ездила, Михаил сидел в машине, а Борис с Федькой гуляли по лесу, собирали шишки и пытались найти гнездо белок.

фото автора
фото автора

Комфортно жилось Борису, он чувствовал заботу о себе, ему было легко с ними, он впервые почувствовал, что у него есть семья и это радовало.

Весело отметили совершеннолетие Бориса, одноклассники рассказали, кто куда поступил, успокоили Бориса, что он со своим умом и знаниями их догонит и еще перегонит и ничего страшного, что год пропущен, главное здоровье, чего Борису и не хватало.

фото автора
фото автора

Как то за ужином Зина заговорила, что хорошо бы переехать в частный дом на окраине, чтоб Борису был свежий воздух и на четвертый этаж подниматься не надо, может и одышка бы прошла и здоровье поправилось.

Бориса даже уговаривать не пришлось, он сразу согласился, у него же теперь семья есть, если решили, что лучше в частном доме, значит, пусть будет так.

Ни в чем Борис не участвовал, Зина нашла покупателей на квартиру, нашла частный дом, кирпичный, большой, намного больше его квартиры с большим приусадебным участком.

Рассказали Борису, где планируют сделать беседку под крышей, чтоб он мог сидеть с компьютером на свежем воздухе и чтоб мог спрятаться от солнца и дождя.

Продали квартиру, деньги привезли домой, положили в комнате Бориса в ящик стола, вглубь положили, чтоб не видно было.

Дом должны были оформить через три дня. Дом был хороший, но требовал большого ремонта.

фото автора
фото автора

- Я завтра буду вещи собирать, а вы с утра на рынок, выберите обои, шпаклевку, клей. Быстро сделаем ремонт в двух комнатах, а там постепенно закончим, сейчас надо будет квартиру освобождать, новые хозяева торопят.

Долго выбирали все, исходили весь рынок, устали и только после обеда вернулись домой.

Зина собрала вещи, правда Борису сказала, чтоб сам собирал, чтоб знал, где что лежит.

Борис начал укладывать вещи и когда начал разбирать стол, увидел, что денег на месте нет. Он обшарил все ящички в столе – денег не было.

- Тетя Зина, денег нет! – Борис выскочил в кухню, где Зина с Михаилом обедали

- Я знаю, - спокойно ответила Зина, я оформила сегодня дом.

- Как оформили? Без меня?

- Ну, а ты зачем нужен? Я оформила дом на себя. Тебе какая разница, живем же мы сейчас вместе, и потом будем так же жить.

- Но это же была моя квартира, и дом надо было оформлять на меня.

- Борис, успокойся, все будет хорошо, как жили, так и будем жить, у тебя будет своя большая комната, не то, что здесь, девять метров.

- Пусть и девять, но они были мои, тихо, неуверенно сказал он.

- А там будут чьи? Тоже твои! Мы хорошо живем, Боря и если ты задумаешь жениться, допустим, мы сразу оформим на тебя дом, это делается быстро.

Михаил резко встал из – за стола и вышел.

- Ну вот, расстроил Михаила, а за что? Второй год у нас только и делов, что забота о твоем здоровье и сейчас все делается ради тебя и тебе во благо, ты просто неблагодарный. Вспомни, какой ты был, после похорон? Кто тебя выхаживал? Мы за это время обидели тебя чем - то? Ничем не обидели, - ответила она сама себе.

- Да ты молодой еще, как бы не обманули, мало ли проходимцев, а так ты при жилье и если захочешь, мы съедем и оформим дом на тебя, а сами вернемся в квартиру к маме.

Так за что ты обижаешь нас подозрением?

Зина заплакала, начала полотенцем промокать слезы.

- Ты просто неблагодарный, - с горечью сказала она и закрыла лицо руками.

Борис ушел в свою комнату, вернее уже не свою, вещи собирать не смог, боль в сердце заставила его лечь в постель.

Зина зашла в комнату, увидела лежащего на постели Бориса.

- Боренька, тебе плохо, сердце болит? Она метнулась в кухню, принесла лекарство, воды.

фото автора
фото автора

- Господи, ну, что ты так расстроился? Как же можно оставаться тебе одному? Доктор сказала, что тебе могут инвалидность дать на год, за год поправишься на свежем воздухе, в бор поездите, на рыбалку.

Она говорила и говорила, а Борис хотел просто закрыть глаза и уснуть, чтоб все это оказалось страшным сном.

Ремонт начали делать сразу же по приезду, Борис помогал, Зина металась по дому и давала распоряжения, она была здесь полноправной хозяйкой, Борис понял, что его просто обвели вокруг пальца.

Прошло два года, Борис поступил в университет, ему дали инвалидность и материально он не зависел от своих родственников, да и они перестали обращать на него внимания.

Зина уже не крутилась на кухне, как прежде, когда жили в квартире, к приходу Бориса ничего не готовила, и постепенно Борис стал готовить себе сам и питаться отдельно от них.

Однажды Борису пришел однокурсник, они долго сидели в комнате, занимались, время было позднее, Борис оставил его ночевать.

Вечером, когда Борис вернулся домой, был грандиозный скандал.

Зина кричала, что она не потерпит, чтоб в ее доме ночевали чужие люди.

- Этот дом куплен на мои деньги, и вы обещали, что переоформите его на меня, когда я скажу. Так вот я вам говорю, переоформляйте на меня дом и уезжайте в квартиру, как и обещали.

- А ты докажи, что это были твои деньги, - Зина просто завизжала.

- Да, ты продал квартиру и куда ты потратил деньги, мы не знаем, может, проиграл, а мы приютили тебя просто из жалости, так что давай собирай вещи и выметайся из квартиры! Я не хочу, чтоб с нами жил чужой человек! Собирай вещи, и чтоб через час тебя здесь не было.

Кот Обормот, как звал его Борис смотрел на Зину широко раскрытыми глазами, казалось, что он знает, о чем идет речь, он был крайне поражен ее выходкой. Зина увидела, как смотрит на нее кот, смахнула его рукой с подоконника, кот спрыгнул на пол.

фото автора
фото автора

- И Обормота своего забери, чтоб его духу здесь не было!

Она хлопнула дверью и выскочила на улицу.

Борис зашел в комнату, сел за стол. Шока не было, он готов был к такому повороту событий. С первого дня, когда Зина оформила на себя дом, он понял, что его просто развели, воспользовались его беззащитностью, болезнью, окружили теплом и заботой, а он и поверил.

Правда, при покупке дома они поступили нагло, Борис все осознал слишком поздно, надо было тогда жаловаться, но молодой был, да еще и больной.

- Прости, Обормот, я не могу взять тебя с собой и больше мы не увидимся, не переживай, Федька тебя любит и в обиду не даст.

фото автора
фото автора

Он погладил кота, собрал вещи в две большие сумки, бросил ключи на стол и вышел из дома. Зина стояла на другом конце участка, увидев его, повернулась к нему спиной.

Борис сел в автобус и с удивлением заметил, что боли в сердце не было, а он прошел с сумками и поднялся в автобус.

Переночевал в общежитии, ребята нашли свободную кровать.

- Боря, проси общежитие, место найдут.

- Я переведусь на заочное отделение, я все продумал. Пока попрошу общежитие, потом устроюсь на работу, сниму квартиру.

- Так сложно найти работу, что ты можешь делать?

- Я разбираюсь в технике, найду небольшое помещение и буду ремонтировать компьютеры, Слава Богу, они ломаются, как говорил мой учитель.

Все у Бориса получилось, нашел небольшое помещение рядом со студенческим городком, открыл мастерскую, арендовал сначала комнату в этом же доме, потом квартиру, перешел на заочное отделение. С учебой тоже все было хорошо, Борис успокоился, сердце стало болеть реже и позже с него сняли инвалидность.

Закончил с отличием университет, пригласили работать в солидную фирму, поднялся до заместителя начальника управления, купил небольшую квартиру в новом доме и готовился к свадьбе

фото автора
фото автора

После работы остановился у киоска, чтоб купить цветы для невесты, когда возвращался к машине с букетом роз, послышался резкий визг тормозов.

Борис увидел, что перед его машиной припарковалась машина, из нее выскочи Федор.

- Борис! – крикнул он громко и просто побежал к стоящему на тротуаре Борису.

- Борис, здравствуй! Как хорошо, что я тебя увидел!

Борис молчал.

- Борис, я хочу, чтоб ты знал, я маленьким был, я ничего не понимал, прости меня.

- Да ты - то причем, если я был уже достаточно взрослым и то сначала не понял, что меня банально разводят на квартиру, а когда понял, было уже поздно. Долго им пришлось изображать заботливых родственников! Хочу тебе сказать, как только я ушел от вас, у меня сердце стало реже болеть, а сейчас почти совсем не болит, очень редко. Я уж думаю, может, подсыпали что?

- Борис, я не удивлюсь, если так и было. Хочу спросить, как ты выжил? Без жилья, больной.

- Я ушел на заочное отделение, открыл мастерскую по ремонту компьютеров, а там телефоны пошли, ломались, только треск стоял. Так и выжил.

- Жил в общежитии?

- Нет, квартиру снимал, потом купил. Работаю в фирме, занимаю хорошую должность. А ты как живешь?

- У меня все в порядке. Когда подрос и понял, что они с тобой сделали, я стал постоянно ругаться с ними, грубить, сбегал тебя искать, меня находили, лупили, и я снова сбегал. Потом одумался, окончил школу, поступил в колледж, по специальности не работаю, устроился диспетчером такси.

Он помолчал.

- Борис, сможешь ли ты меня простить?

- Да, ты - то причем?

- А знаешь, что случилось с родителями?

- Нет.

- Они продали бабушкину квартиру и поселили в твою комнату. Бабушка деньги хранила у себя под подушкой, как говорила мать. Родителям денег не давала, а они, как я понял, только и взяли ее к себе, чтоб деньги забрать, а она жадная, не отдает деньги. Дома скандалы, знаешь, меня это веселило, вот думаю, не на ту напали, это вам не Борис.

Бабушка все время мерзла и на ночь включила обогреватель рядом с кроватью. Короче, она устроила пожар, хорошо сама выскочить успела, и родители ночью выскочили, в чем спали.

Деньги сгорели, дом восстановлению не подлежит, только строить новый, а денег нет.

- Давно это было? И где они сейчас?

- Да через четыре года, как ты ушел от нас, вернее, как тебя выгнали. Приняла их бабушкина сестра, вреднейшая старушка, еще вреднее моей родной бабушки, жадная, до ужаса. Навесной замок повесила на кухонный шкаф, чтоб не воровали. Живут почти в ста километрах от города, в деревне.

фото автора
фото автора

Я изредка приезжаю к ним, продукты привожу.

Спрашиваю, ну как вы тут в серпентарии живете, Борис не снится? Мать злится, отец молчит, пить начал.

Федор помолчал.

- Борис, я очень рад, что встретил тебя, я все время думал о тебе. Я очень рад, что ты жив, здоров! Это все мать, отец полностью был под ее влиянием, мне кажется, что он тоже страдает, как и я страдал все это время, поэтому и пить начал.

Я все проанализировал и уверен, что закон бумеранга существует, а если ты совершил подлость, а его нет, то он еще не долетел, так говорят.

Но до моих - то родителей он долетел!

Спасибо, что прочли.

Оценка моей работы, это ваши лайки и комментарии.

Подписывайтесь, переходите по ссылке на другие публикации.

Всем здоровья и процветания!