Громкое российское IPO лидера отечественного рынка продаж дешевых товаров. Компания растет год от года более чем на 20% и имеет большие перспективы. Однако диапазон размещения предполагает высокую оценку бизнеса.
О компании 📋
Fix Price – это самая крупная в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов с товарами по одной цене. Она была создана в 2007 году Сергеем Ломакиным и Артемом Хачатряном после продажи ими долей Х5 в сети дискаунтеров «Копейка» (нынешняя Пятерочка). В первых магазинах Fix Price товары стоили по 30 руб., а сегодня цены поднялись примерно в 2-3 раза. Сейчас сеть насчитывает 4269 магазинов. Она представлена в 78 субъектах РФ, более чем в 1000 населенных пунктах.
Структура акционерного капитала до размещения на бирже:
📍 Ломакин и Хачатрян (через LF Group DMCC и Luncor Overseas S.A) – 83,4%
📍 Marathon Group – 9,9%
📍 Goldman Sachs – 4%
📍 Топ-менеджмент – 2,3%
📍 Другие акционеры – 0,4%
Ассортимент компании:
📍 Еда и напитки – 25%
📍 Товары для дома – 20%
📍 Косметика и личная гигиена – 16%
📍 Бытовая химия – 7%
📍 Канцтовары и книги – 6%
📍 Одежда – 6%
📍 Игрушки – 5%
📍 Товары для праздников – 5%
📍 Аксессуары – 3%
📍 Другое – 6%
Какие в Fix Price цены:
📍 50 руб.
📍 55 руб.
📍 77 руб.
📍 99 руб.
📍 149 руб.
📍 199 руб.
📍 249 руб.
Стоит отметить, что более 80% товаров компании продается по цене не более 100 руб. Цена и качество товаров в Fix Price сопоставимы с американскими ритейлерами низких цен. Кроме того, есть возможность «разделить цену». Например, набрать в сумме 50 руб., приобретя 2 товара по 25 руб. или 5 по 10 руб.
📌 Финансовые показатели
❇️ Капитализация ориентировочно 7,4-8,3 b $
❇️ P/E при размещении в диапазоне 7,5-8,5 b $ составит 31-35 среднее значение по отрасли 20,8, цена завышена
❇️ Выручка за последний год выросла на 33%
❇️ Прибыль за аналогичный период выросла на 33,3%
❇️ P/B при размещении в диапазоне 7,5-8,5 b $ составит 9-10,5 среднее значение по отрасли 1,8
⛔️ Долг составляет 24,6 млрд. руб. За 2020 он вырос на 39,9% г/г
❇️ Дивиденды: Компания намерена платить дивиденды 2 раза в год не менее 50% по МСФО, при значении показателя Net Debt/EBITDA больше 1.
Преимущества 👍
1️⃣ Положение на рынке и перспективы: Компания является лидером сегмента магазинов с фиксированными ценами. Fix Price охватил более 90% этого рынка в России. В 2021 и 2022 годах ритейлер планирует открыть 700 и 750 новых магазинов соответственно, а в 2023-2025 будет открывать ежегодно по 800 точек. За 13 лет компания стала лидером отрасли, а к 2025 она планирует увеличить сеть в два раза. Такая экспансия имеет большие перспективы, так как реальные доходы населения снижаются, и люди все чаще закупаются в дискаунтерах. Целевая аудитория Fix Price – население с доходом до 45 тыс. руб., а согласно данным Росстата такой доход примерно у 76% граждан (примерно 111 млн. чел.)
2️⃣ Лояльность клиентов: Fix Price - это известный бренд, в первую очередь, за счет ассоциации с дешевыми товарами. Примерно 80% посетителей магазина считают, что в нем самые низкие цены. Кроме того, картами лояльности магазина владеет около 12 млн. человек. А продажи в рамках бонусной программы Fix Price принесли ритейлеру в 2020 году треть выручки (36%). Это говорит о том, что покупатели предпочитают чаще закупаться у них, а не у конкурентов.
3️⃣ Финансовые результаты: Компания демонстрирует отличные показатели. Выручка выросла до 190,1 млрд. руб. (+33% г/г) в 2020 году. EBITDA и ЧП достигли отметок в 36,8 млрд. руб. и 17,6 млрд. руб. соответственно. Кроме того, компания, сохраняя хорошие темпы роста выручки, остается маржинальной по EBITDA (19,4%) и ЧП (9,2%).
4️⃣ Дивиденды: Fix Price намерен направлять на дивиденды половину прибыли. При оценке IPO в 7 b $ дивидендная доходность составит 2-6%.
5️⃣ Мобильность: Компания продает товары преимущественно повседневного спроса. Ассортимент включает около 1800 позиций в 20 различных категориях. Однако политика компании предусматривает частую ротацию. Fix Price каждую неделю предлагает около 50 новых позиций. А 60% ассортимента меняется до 6 раз в год. Это позволяет ретейлеру быть в тренде сезона и стимулирует у клиента желание посетить магазин еще раз. Такая политика проводится для поиска наиболее маржинальных и ликвидных товаров. Таким образом, компании удается составить ассортимент наиболее выгодным образом как для себя, так и для потребителя.
6️⃣ Заинтересованность инвесторов: В акционерном капитале компании мы можем наблюдать всем известный GS. Также добавляет позитива новость о том, что якорными инвесторами будут QIA (суверенный фонд Катара) и крупнейшая в мире по объемам активов управляющая компания BlackRock.
7️⃣ Масштабируемость: Магазины компании стандартизированы по оснащению и ассортименту. Средняя площадь примерно 210 кв. м. Это позволяет компании быстрее находить помещения и активно развиваться по франшизе. За 7 лет сеть выросла в 7 раз, а последние три года темпы роста стабильно около 20%:
📍 2017 год: 2 477 магазинов
📍 2018 год: 2 941 магазин
📍 2019 год: 3 512 магазинов
📍 2020 год: 4 167 магазинов
При этом на франшизы приходится около 10% сети ретейлера, а на их долю приходится приблизительно 12,5% годовой выручки компании.
8️⃣ Эффективность и показатели: Для открытия нового магазина компании нужно вложить всего 4 млн., а свою стоимость точка отбивает через 9 месяцев. При этом в течение года она приносит 6,5 млн. скорректированной EBITDA. У того же Магнита срок окупаемости от 2 до 7 лет в зависимости от типа магазина.
Компания также имеет самую низкую среднюю цену, если сравнивать с онлайн-платформами по похожим категориям товаров. Например у Ленты и Ашана 288 руб. и 252 руб., против 88 руб. у Fix Price. Кроме того, ретейлер опережает всех по росту сети и LFL продаж. Например, по итогам 1-го полугодия 2020 года торговая площадь у Fix Price выросла на 20%, а у Х5 и Магнита всего на 11% и 3,6% соответственно. Сопоставимые продажи выросли на 13,5%, а у западного аналога Dollar Tree всего на 4,3%. Это единственный представитель российского ретейла, который с выручки получает свыше 10% прибыли.
9️⃣ Растущая ниша: Сегмент магазинов низких цен растет в среднем примерно на 25% в год за последние 5 лет. Однако его доля в глобальном ретейл сегменте находится на уровне всего 0,5%. В США аналогичные магазины занимают 2,4%, в Канаде – 3,6%, а в Великобритании – 3,9%. По прогнозам аналитиков, через 6 лет данный сегмент увеличится в 3 раза. Он будет занимать около 1,4% рынка, увеличиваясь примерно на 17% ежегодно. Fix Price с долей рынка свыше 90% будет основным бенефициаром этого роста в России.
Риски 👎
1️⃣ Легковесность: Компания арендует 5 из 8 распределительных центров, все свои магазины и даже головной офис. А около 60% магазинов взяты в краткосрочную аренды (до года). Кроме того, всего на 5 поставщиков приходится около трети реализованных товаров в 2020 году. Получается, весомая доля товарооборота зависит всего от 5 компаний.
2️⃣ Внешний вид магазинов: На сайте компании представлены красивые фотографии крупных магазинов. Однако в реальности большинство магазинов (особенно региональных) выглядят намного хуже. Многие открывают Fix Price в полуподвальных помещениях. Покупатели жалуются на плохое освещение, грязь и неаккуратно сложенные товары. На сайтах с отзывами клиенты магазины отмечают, что продукты питания лежат рядом с бытовой химией. Это отпугивает часть клиентов, так как они предпочитают немного переплатить, но получить более качественный сервис.
3️⃣ Качество товаров: В ютубе есть целые гайды перед походом в Fix Price. Блогеры составляют списки нерекомендуемых к покупке вещей. Потребители жалуются на плохое качество продуктов. Также в некоторых магазинах маленький ассортимент продуктов, а упор сделан именно на товары для дома, что снижает стоимость итоговый корзины покупателя. Дополнительно потребители отмечают большое количество бесполезных товаров.
4️⃣ E-commerce: Fix Price ориентируется в основном на офлайн продажи, а реализация в интернете слабовата, так как компания наладила процесс доставки относительно недавно. Сильная зависимость от физических точек продаж скажется на росте эмитента через несколько лет.
5️⃣ Конкуренция: Для того, чтобы оправдать высокую оценку Fix Price придется поддерживать высокие темпы роста. Все серьезные игроки открывают собственные дискаунтеры. А еще есть Красное и Белое, Светофор и игроки из сегмента электронной коммерции. С каждым годом показывать высокие темпы роста будет все сложнее.
Итоги 📝
🔎 Fix Price - это далеко не идеальная компания со своими недостатками. Но у нее есть работающая бизнес-модель и растущий рынок. Компания оценивается выше аналогов, но за счет грядущего роста, она вполне способна оправдать такую цену. Сомнения вызывает и слабый онлайн сегмент. Для отечественного рынка это хороший и редкий пример растущей компании. Весьма вероятно, что будем покупать в российский портфель в рамках битвы стратегий, посмотрю на динамику торгов в первые дни. Если смотреть на иностранные акции, то есть несколько более качественных историй. Одна из них - Five Below. Буду разбирать в ближайшее время. Фикс Прайс получает нейтрально-положительную оценку.
Спасибо за лайк и не забудьте подписаться. Читайте также: Пассивный доход ежемесячно