Автор: Анна.
Сегодня мы с вами исполним тематический запрос. "Скукотища", - скажете вы, и будете правы. Но из подобной рутины состоит работа архивиста, потому развлечь вас иным способом не имею возможности. Поехали.
Интернет и памятка архивиста говорят нам, что тематические запросы – это "запросы о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, событию или факту". На самом деле "проблема, тема, событие или факт" редко бывают определенными. Я бы даже сказала, что "определенный" - это свойство, которыми они никогда не обладают. Тематические запросы для физлиц исполняются на платной основе.
Физлица делятся на две категории: исследователи и обыватели. Первые пишут научные работы, вторые ищут свои корни. Исследователи, как правило, приходят работать в читальный зал самостоятельно. Это бесплатно и увлекательно. Прочие граждане хотят получить всё, не облегчив кошелька. Нередко бывает, что на приёме заявитель рассказывает, как ему важно проследить жизненный путь прадедушки ("о-го-го был человечище, из таких людей бы гвозди делать"), чтобы внуки помнили и знали. Однако, когда гражданин узнает, что услуга платная, он вдруг вспоминает, что прадедушка был так себе человек и помнить там нечего. Такое резкое переобувание архивистов уже давно не забавляет. Чаще всего к нам обращаются пожилые люди, для которых тематическая справка в финансовом плане становится неподъемной. Потому мы идем на некоторый компромисс. Мы исполняет запрос бесплатно, но делаем это плохо.
Чтоб вы понимали, у архивиста есть строгие нормы, его работа расписана вплоть до минуты. В конце каждого месяца архивист сдает отчет о проделанной работе, доказывая всей архивной вертикали, что он недаром жуёт свой безрадостный кусок хлеба. Когда за тематическую справку "уплочено" и составлен договор на оказание услуги, у архивиста есть время для маневров. Он будет исполнять её ровно столько, сколько потребуется и отчитается в конце месяца потраченными днями. Если же запрос выполняется на безвозмездной основе, то на его исполнение отводится дня полтора. За это время надо успеть въехать в суть задачи, просмотреть все базы и картотеки, прикинуть, какие дела придется заказать, сформировать заказ, отправить заказ в соседний отдел, дождаться получения документов и только после погрузиться в работу. На поиск и составление письменного ответа приходится часа 2 чистого времени, что не оставляет услуге шансов на качественное исполнение. И тут можно лишь "поблагодарить" братьев-бюрократов и постараться хоть чем-то помочь заявителю.
Итак, давайте посмотрим, что мы можем сделать, имея в запасе пару часов и капельку энтузиазма.
Что мы видим? Дата рождения точно неизвестна, где служил – непонятно, о награждениях сведения скудные. Сразу отметаем информацию, находящуюся за пределами нашей компетенции, а это всё, кроме 4-го абзаца. Именно в 1939-м году Иван Пантелеевич находился на территории Воронежской области, где мы и собираемся его ловить. Самое простое – это "пробить человечка"по всем имеющимся базам. Если он привлекался по политическим статьям, был в плену или лихо пошел по партийной линии и обзавелся личным делом (делом о вступлении в члены КПСС или ВЛКСМ), то результат поисков мы получим сию же минуту. Однако, чуда не случается. АИС (автоматизированная система удаленного использования копий архивных документов) сообщает нам, что никаких дел на желаемого гражданина не имеется.
Можно, конечно, тут же состряпать ответ, что: "по учетным данным к архивным фондам, хранящимся в архиве, Иван Пантелеевич не значится…". Но это неспортивно. К тому же придется несколько ночей провести без сна, мучимой мыслью, что где-то в ветхих доках окопался Иван Пантелеевич, которого уже никто и никогда не найдет.
Читаем запрос еще раз. Информацию о работе проверять не будем. Ну работал и работал. Молодец. Даже если в каком-нибудь протоколе мы найдем заметку об утверждении Пантелеевича на должность, заявителю эта инфа не пригодится. Он знает об этом и без нас - не будем тратить время. С выставкой тоже мимо. Пантелеевич был даже не участником, а кандидатом. Провозимся день, найдем фигу. Придется-таки маяться бессонницей и слушать полудрёмный речитатив: "Плохой архивист, плохой архивист".
Зато! При повторном прочтении мы подмечаем, что заявитель был бы не прочь получить личную (читай: учетную) карточку члена КПСС. Мы уже выяснили, что дела о вступлении в члены у нас нет. Но! Если Пантелеевич вступил в партию до 1939 года, номер его партийного билета должен быть указан в Книге учета партбилетов. Вот по этому пути и пойдем, и пойдем мы прямиком в Поворинский район, где наш товарищ трудился в птицесовхозе. Путь оказывается коротким. АИС сообщает, что документы по Поворинскому району представлены с 1946 года.
Нам же нужен 1939-й. От отчаяния (нет, всё же бессонницы не избежать) лезем в Поворинские совхозы и видим знакомую картину: нужный нам период отсутствует.
Однако, уныние не наш грех. Даже архивист-дилетант знает, что в любой непонятной ситуации надо смотреть административно-территориальное деление. Попытаем удачи в этом направлении.
Мы узнаем, что до 1946 года территория Поворинского района относилась к Борисоглебскому району. Топаем туда, находим нужный год и даже желаемые документы.
Вписываем в лист заказа Книгу учета партбилетов, Книгу регистрации учетных карточек членов и кандидатов КПСС, немножечко разновсяких протоколов (а вдруг?) и какую-то ерунду по Поворинскому птицесовхозу за 1941 год (ну мало ли). Спустя каких-то 3 часа дружественный отдел сгружает заказ нам на стол.
Спустя еще пару часов (Эх, не уложились в нормативы. Придется схалтурить в других видах работ, чтоб отбить потраченное время) находится уже родной нам Пантелеевич.
Давайте рассмотрим находки поближе. Мы отыскали номер партийного билета и обнаружили тот факт, что в 1941 году Пантелеевич выбыл на службу в Красную Армию.
На первый взгляд кажется, что нашли мы сущую фигню, но это не так. Да, конкретно от нас заявитель получит немного информации, но благодаря ей он сможет получше узнать своего прадеда. С указанием номера партийного билета мы порекомендуем ему обратиться в РГАСПИ (Российский государственный архив социально-политической истории), где хранятся учетные карточки членов КПСС. В карточке, вероятно, будут содержаться сведения о родителях Пантелеевича и о его образовании. Всё что касается службы в РККА – это во власти ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны), куда мы так же отправим правнука. Дело раскрыто, мои любознательные сыщики. В следующий раз мы усложним задачу и распутаем поистине грандиозный клубок загадок.
Лайк и подписка на канал окрыляют одного Тыжисторика)
ЧИТАЙТЕ также?
Архивные войны. Где дело, Зин?