5 мая на YouTube-канале Ильи Варламова вышел ролик о рынке подделок с рекламной интеграцией приложения «Честный знак». Как заявил сам Илья, обсуждение проекта началось еще в 2019 году. Спустя несколько часов он удалил ролик, извинился перед подписчиками за «проблемы с рекламодателем» и пообещал залить новое видео. Якобы к нему обратились «взволнованные зрители».
К слову, рекламная интеграция была всего 45 секунд. Именно на такое время сократился ролик после перепубликации, теперь его хронометраж 16,5 минут. Очевидно, в дело вмешались более крупные рекламодатели Варламова, чей бизнес попадает под маркировку, и пригрозили отказом от сотрудничества.
Одним из первых с критикой рекламы у Варламова выступил другой популярный блогер Стас Сатори, который утверждает, что система маркировки дискредитировала себя во время осеннего дефицита лекарств.
В перебоях с продажами лекарств в октябре прошлого года винили и винят систему маркировки. Тогда власти упростили маркировку, а для аптек – фактически отменили. Система работала нормально. Продавай колеса – не хочу. Но в итоге выяснилось, что в дефиците лекарств виновата не маркировка, а ажиотажный спрос и ограниченность ресурсов фармацевтических компаний по производству продукции в необходимых объемах. Продавать особо нечего – столько лекарств в России просто не могли быстро произвести и уж тем более распределить по огромной стране.
Из всех препаратов, находящихся в свободном или рецептурном доступе в продаже только 10% имели специальную маркировку. Это значит, что 90% лекарств были не маркированы, а соответственно на их продажу маркировка никак не влияла. Тут причина была в других деталях, а о них говорить было не интересно, да и обвинять тоже. Львиная доля субстанций для таблеток – не российская. Их делают в Китае и Индии – для всего мира. Мало того, что субстанции были в дефиците во всем мире, так еще курс доллара рос на фоне пандемии. Тут вторая волна ковида, которая захватила Россию. Прямо как зима, которая пришла в декабре неожиданно.
На некоторые виды лекарств (в частности, на жаропонижающие, антибиотики, на левые противовирусные с недоказанной эффективностью) спрос вырос в 15 раз. В пятнадцать!
Аптечные сети просто не успевали заказывать впрок. А иногда и не могли. На этом фоне правительство помогло производителям нарастить выпуск востребованных лекарств.
Но тут возникла еще одна проблема, цены на немаркированные лекарства начали расти и тогда эксперты фармацевтического рынка заговорили о сговоре производителей и аптечных сетей. Дело в том, что искусственный дефицит позволяет поддерживать ажиотаж и как следствие, обеспечивает повышенный спрос. А значит, можно заработать хорошую копеечку.
За всей этой котовасией распяли маркировку, а про ее суть вообще забыли. Так сказать, нашли главного козла отпущения.
А забыли, в частности, об этом: маркировка была и будет основным инструментом борьбы с фальсификатом и кражей лекарств в госпитальном сегменте с перепродажей на чёрном рынке – все слышали про возмутительные по своей жестокости случаи, когда в продажу попадали препараты, которые никак не могли оказаться в продаже, так как поставлялись только в конкретные лечебные учреждения. Такие случаи выявлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Башкирии и на Урале. Это доказанные факты. Получается, что какие-то больные недополучили лекарства, направленные им государством. То есть пациентов там, в больнице, чем-то лечат, но не тем, чем должны. А ведь государство тратит на лекарства сотни миллиардов рублей. В том числе на самые дорогие. Именно они чаще всего «всплывают» на сером рынке. Маркировка эту лавочку прикрывает, но недовольных серых дилеров очень много. Короче, мораль сей басни такова: стоит все-таки разобраться в вопросе, чем искать главного козла.