Я вчера наблюдала, как празднуют день Победы старики. Не знаю уж, ветераны войны или дети войны, но сильно пожилые люди. Они сидели во дворе за полусломанным дворовым столиком на грязных тоже выщербленных занозистых скамейках в своих поношенных старых пальто и куртках самого «дачного» вида, кое-кто – в орденах. На столе – бутылка водки, коробка сока, бумажные одноразовые стаканчики, на бумаге – хлеб, картошка, яйца, помидоры, какая-то полукопчёная колбаса.
Народ, у них ордена были. Если и не фронтовики, то к войне какое-то отношение они определённо имели.
Мне тут писали на дзене, что, дескать, нельзя забывать Великую Победу и нужно её постоянно отмечать с помпой, с карнавалом, с парадом, с фейерверками, с ряжеными детьми в военных формах, с портретами на деревянных досках, о которых даже иногда несущий этот портрет что-то знает по рассказам старших родственников, с песнями и плясками: «Кино идёт. Воюет взвод» или «Ах, эти тучи в голубом», с флэшмобами, когда весь универсам начинает вдруг петь «Смуглянку», укладывая в пакеты колбасу, перевязанную георгиевской ленточкой и водку с такой же ленточкой на горлышке, с кинофильмами тип «Зоя» или «Т-34», смахивающими то на вестерны, то на просто халтуру голимую.
Ну, и как эффект? Не забывают? Помнят, хотя бы, кто и с кем воевал, в каком году, за что? Я видела опросы школьников на эту тему. Да, есть ребята, живо интересующиеся историей, знающие, рассуждающие, но есть и те, кто рассказывает, что Великая Отечественная – это когда Наполеон напал на Советский Союз в компании с антантой, а маршал Жуков с партизанскими отрядами пробились ему в тыл и устроили там Ватерлоо. Народ, я почти не шучу – так и думают.
Я как-то спросила ученика среднеобразовательной школы – с подвохом – мол, а какой русский царь воевал с Гитлером? Этот эрудит рассмеялся мне в лицо и заявил: «Не бери на понт, мамаша, с Гитлером воевал Ленин». Ну что тут скажешь!
Вот я и думаю: парад- парадом, но не лучше ли деньги, пошедшие на флаги, салюты, километры ленточек, военную форму для детсадовцев и т.п. излишества, направить на просвещение, и показывать не «Зою», а образовательные документальные фильмы о войне для детей и юношества, вплести это как-то в концерты – может, хоть что-то зацепится. Ну, и ещё, конечно, обеспечить достойную старость тем, кто имеет хоть какое-то отношение к войне – труженикам тыла, детям оккупации и блокады, узникам лагерей – их так ничтожно мало осталось в живых, что, ей-Богу, не разорится наше государство, назначив им хотя бы достойную пенсию, обеспечив жильё, питание, лечение, уход. Чтобы не приходилось им праздновать Победу во дворе за выщербленным столом с парой помидоров на клочке бумаги.
Мои взгляды называют прозападными, считают, что я не уважаю Победу, раз не хочу сплясать в её честь в гимнастёрке с ленточкой, не хочу пронести по улицам дежурный портрет человека – может быть, и очень достойного, и героя, но которого никогда не знала, и который мне никто, и детям своим не советую вступать в военно-спортивные объединения и осваивать искусство убивать, что называется, с младых ногтей. Необходимость защищать Родину с оружием в руках – именно необходимость, долг, а не восторженное рвение в духе «было бы оружие, а от кого защищать, найдём». Мне кажется, чтобы война не повторилась, нужно не культивировать в детях милитаризм, основанный на упоении прежними победами, а культивировать в детях любовь к людям, к труду, к Земле. По военному прошлому прилично скорбеть, а не ликовать. Что же тут прозападного?