Никто не будет сегодня оспаривать роль личности в историческом процессе. Историю делают не только массы, но и яркие, харизматичные личности, которые остаются в памяти поколений. Одни служат положительны примером, другие отрицательным, поэтому интерес к биографиям этих людей, никогда не снижается.
Часто образы таких людей становятся частью массовой культуры. Можно даже проследить использование образов этих людей на одежде. Так один из Интернет-магазинов футболок предлагает футболки на выбор с изображениями: Илона Маска, Владимира Ленина, Виктора Цоя, Курта Кобейна и даже Пабло Эскобара (колумбийский наркобарон). Деятельность этих людей вызывает неоднозначную оценку, как современников, так и потомков.
Одной из таких персон стал Эрнесто Че Гевара – латиноамериканский революционер,команданте Кубинской революции 1959 года и кубинский государственный деятель. Кроме латиноамериканского континента, действовал также в Демократической Республике Конго и других странах мира.
Взгляды Че Гевары
Он жил в мире, где капитализм боролся с социализмом, но при этом не собирался слепо следовать ни югославской, ни китайской, ни даже советской модели социализма, который в недалёком будущем всё же должен был обрести «человеческое лицо» (идея построения «социализма с человеческим лицом» в Восточной Европе, и в частности в ЧССР, возникла в СССР уже после гибели команданте).
Че Гевара, в отличие от советских идеологов марксизма-ленинизма считал необходимым сохранение рыночных отношений. Социализм с точки зрения Че Гевары подразумевает сильное государство, оберегающее своих граждан и их собственность, принадлежащую каждому из них, а значит и всей стране. Единственным условием для создания такой ситуации, по мнению Че Гевары, - ликвидация самой возможности угнетения одной части (класса) населения другой частью (классом). Революционная ситуация (готовность угнетённых граждан к насильственным действиям) создаётся тогда, когда властная элита в силу действия комплекса объективных причин, в число которых входит и личная материальная заинтересованность, и отсутствие ротации бюрократического аппарата, и пресловутая коррупция, не просто не желает, но и не в состоянии решить существующие социальные проблемы.
Главной целью Че была свобода и освобождение всех народов мира от капиталистического гнёта.
Что же такое свобода?
Говоря о Че Геваре, мы невольно начинаем размышлять о свободе. Что же понимать под словом свобода? Существуют разные определения и значения данного слова.
Неукротимая воля к свободе изначально свойственна человеку, однако, будучи одной из первейших жизненных ценностей, она и по сию пору однозначно не определена, а представления о ней столь разноречивы, что не удивляться этому нельзя.
Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.
В юридическом смысле свобода - отсутствие политического и экономического гнета, отсутствие стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом.
В праве — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).
В психологии свобода – это прежде всего свобода от самого себя. От своих комплексов, страстей и грязных помыслов. Каждый раз, когда удается преодолеть в себе какой-то порок или комплекс чувствуешь желанное освобождение.
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы.
Каждое из данных определений несет особую смысловую нагрузку. Они составлялись разными людьми, в разные времена, при разных обстоятельствах. Но главным при установке определения этих слов является мнение народа.
Каждый человек может дать свое определение этого слова.
Эрнесто Че Гевара понимал свободу, как независимость от государства, отсутствие политического гнета и навязывания мнения народу.
Эрнесто Че Гевара понимал свободу, как независимость от государства, отсутствие политического гнета и навязывания мнения народу. Большинство людей видят в нем символ той свободы, к которой стоит стремиться и за которую стоит бороться. Но так ли много людей знают, кто такой Эрнесто Че Гевара, и чем он прославился?
Мнение моих сверстников о Че Геваре
Эрнесто Че Гевара понимал свободу, как независимость от государства, отсутствие политического гнета и навязывания мнения народу. Большинство людей видят в нем символ той свободы, к которой стоит стремиться и за которую стоит бороться. Но так ли много людей знают, кто такой Эрнесто Че Гевара, и чем он прославился?
Я поспрашивал своих друзей и прохожих на улице моего возраста о Че Геваре. Результаты опроса показали, что все опрошенные знают, как выглядит Че Гевара – 100%. Уже меньшее количество людей могут сказать, что он был великим революционером, но не могут сказать в какой стране – 67 %. А 25% всех опрошенных знает, что предводителем революционного движения он был на Кубе.
5 марта 1960 года кубинский фотограф Альберто Корда сделал знаменитую фотографию Че Гевары. Ту самую, которая тиражируется на бесчисленных майках и кружках - Че Гевара в берете и с развевающимися волосами.
И действительно, данная фотография является быстро запоминающейся и легко узнаваемой.
Можно предположить, что людей сначала привлекает внешность революционера-романтика. Че Гевара обращает на себя внимание своим внешним видом. Он кажется стройным, по-своему изящным, хотя был довольно коренастым. Лицо у него мужественное и одновременно благородное. Подкупает его обаятельная улыбка. Потом возникает вопрос: а кто изображен на данной фотографии? И почему его изображение тиражируют на одежде? Многие люди останавливаются на постановке данного вопроса, но у некоторых возникает желание изучить его биографию. Но главное в нем, конечно, не внешний облик и не его эрудиция, а то обстоятельство, что он был революционером со стальной, несгибаемой убежденностью в правоте своих взглядов.
Мы можем увидеть, что у большинства российской молодежи нет знаний о том, кто такой Че Гевара или в лучшем случае лишь обобщенное абстрактное представление. В странах Латинской Америки Че является национальным героем и там его личность гораздо более популярна, в особенности на Кубе. Там все еще широко распространены его идеи, и он является настоящим символом свободы для молодежи. Жители Латинской Америки считают команданте практически новым Иисусом, пришедшим освободить их от нападок империалистов. Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че, на фотографии, облетевшей весь мир.
На Кубе, где уроженец Аргентины Эрнесто Гевара давно уже стал иконой, память о нем оберегают как зеницу ока. Кубинское государство продолжает культивировать уважение к Геваре, строя многочисленные статуи и произведения искусства в его честь по всей стране; Украшая своим изображением школьные комнаты, рабочие места, общественные здания, рекламные щиты и деньги. Его лицо также присутствует на почтовых марках и монете достоинством в 3 песо под словами «Patria o Muerte» (Родина или Смерть). Более того, дети по всей стране начинают каждый школьный день с песнопения «Пионеры за коммунизм, мы будем как Че!». Гаванский университет также имеет академическую концентрацию в «Че» мавзолей Гевары в Санта-Кларе также стал местом почти религиозное значение для многих кубинцев. Достаточно того, что кубинские пионеры приносят клятву: "Будь как Че!".8 октября на Кубе отмечают день Героического Партизана, таким образом вспоминая команданте Гевару и его подвиги. "Я думаю, что он был не только интеллектуалом, но и самым совершенным человеком нашей эпохи", - сказал о нем выдающийся французский философ и писатель Жан Поль Сартр. Не менее выразительны строки кубинского писателя Десноэса: "Должно быть, Че был ослепительным, раз самые темные люди загорались, когда он проходил мимо".
Несмотря на то, что по сути дела Эрнесто Че Гевара фактически всегда был вторым человеком на Кубе после Фиделя Кастро, он всегда был и будет первым властителем умов молодых революционеров Латинской Америки. Именно молодых людей, таких, каким был он сам.
Почему люди носят одежду с портретами известных личностей?
Внешний вид говорит и о том, что мы хотим сказать, и о том, о чем нам хотелось бы умолчать. Или, как говорил Сервантес: «Платье и облачает, и разоблачает человека». Можно сказать, что внешний вид — текст, элементами которого являются разные составляющие: одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж, духи. И как любой текст, внешний вид может быть прочитан и осмыслен на нескольких уровнях.
Посредством одежды человек говорит миру и о более глобальных своих переживаниях, и о более частном эмоциональном состоянии на сей момент. Одеждой мы отмечаем различные по содержанию и уровню значимости события: дни рождения, свадьбы, юбилеи, похороны; массовые праздники и более частные ситуации: первое сентября, важное собеседование или деловая встреча, первое свидание. Когда на душе радостно — наша одежда более яркая, когда нам хочется поддержки — одежда более мягкая, комфортная, когда нам грустно и хочется уединения — одежда становится более серой, невзрачной. Наш внешний вид всегда имеет какой-то посыл.
Люди, которые носят одежду с изображением Че Гевары, даже если и имеют лишь поверхностное представление о его личности, все равно посредством этого распространяют его идеи независимо от того, согласны они с ними или нет.
Почему Че Гевара пользуется популярностью и противоположные мнения о его персоне
В Латинской Америке Эрнесто Че Гевара давно стал больше, чем национальным героем. Количество сложенных про него песен сопоставимо с количеством наших анекдотов про Василия Ивановича. Когда боливийские крестьяне узнали о смерти Че, в его честь зажгли свечи. Место его гибели имеет статус чуть ли не священного, а сам Че почитается в народе как святой мученик – покровитель бедняков. Медсестра, дежурившая в больнице, куда привезли тело казненного Че, прямо говорит, что всем присутствовавшим его взгляд (после расстрела у него остались открытыми глаза) казался похожим на Христа, а простые люди его часто называют: «Латиноамериканский Христос по прозвищу Че».
И представители Католической церкви всем этим очень недовольны, что неудивительно. Ведь команданте Че не только возглавлял мало совместимое с христианством революционное движение, но и в принципе был человеком совершенно бездуховным (в отличие от друга и соратника Фиделя Кастро, по крайней мере с отличием закончившего иезуитский колледж, что, впрочем, не помешало ему после революции на Кубе выставить с острова коммунистического рая три четверти католических священников).
И вообще, уж на кого сеньор Гевара был совершенно не похож, так это на христианского святого. Да, его специализацией по медицине было лечение проказы (что само по себе отсылает к Евангелию). Да, партизаны, которых возглавлял товарищ Че, даже пленным оказывали медицинскую помощь. Да, в быту он был абсолютным аскетом, ходил по два месяца в одной и той же одежде, мужественно терпел приступы астмы и голодал наравне со своим отрядом. Да, сам он был до такой степени лично обаятелен и бескорыстен, до такой степени честен, благороден, предан людям и начисто лишен и карьеризма, и жестокости, что его уважали не только друзья, но и враги (вспомним: когда был отдан приказ казнить Че, все офицеры пытались отказаться выполнять эту работу, оправдываясь тем, что это не является их обязанностью). Но все эти добрые качества не мешали ему без лишних сантиментов расстреливать контрреволюционеров или бросать одну жену и жениться на другой. Ну и само словосочетание «святой марксист» — звучит абсурдно.
Мне думается, что в культе Че Гевары есть две составляющие, два истока. Во-первых, его притягательность для молодежи той же природы, что и почитание Сталина в России. Человек он был, несомненно, мужественный, горячий, имел очень яркую эффектную внешность, воевал. Че Гевара умел держать в руках оружие. Весь мир, не только российское общество, истосковался по настоящим мужчинам, и небезусловный культ Че Гевары связан именно с недостатком настоящей мужской доблести, отваги, смелости. Чем больше проходит времени, тем большим мифом становится образ такого героя. Память стирает негатив, мы забываем о жертвах революционеров, и каждое новое поколение готово все больше идеализировать и романтизировать образ революционера. Даже сын Че Гевары, так красочно о нем рассказывающий, несомненно, почти не помнит отца, ведь тот умер молодым. Нельзя отказать Че Геваре в мужестве, но не всякое отчаяние и не всякое мужество – образец для подражания.
Вторым источником такой популярности стала массовая коммерческая культура, которой практически неважно, на чем делать свой бизнес – на тыквах, валентинках или революционерах. Нужен людям бунтарь-романтик – раскрутили собирательный образ повстанца – и вот майки, кепки и значки с Че раскупаются, бизнес идет.
Социалистический путь развития по своей сути бездуховный и атеистический. Конечно, нужно пытаться построить общество, где люди будут надежно защищены социально. Но попытка построить идеальное общество на земле, не меняя человеческой природы, – утопична и абсурдна. Такое идеальное общество можно построить только на жесточайших запретах, и стабильно оно будет только до тех пор, пока запреты будут блюстись силовыми средствами. Вспомним, что продукция советского воспитания не выдержала натиска вседозволенности. Люди бросились плескаться в мутной воде вседозволенности и так и не могут выплыть до сих пор. Настоящая нравственность проверяется именно тогда, когда все разрешено. Мы видим, что сегодня и те страны, которые практически достигли социального идеала, подходят к глубочайшему кризису: в Европе стремительно падает рождаемость и быстро стареет население – возникает множество нерешенных проблем на фоне социального благополучия.
Культ Че Гевары показывает, как остро нам сегодня не хватает настоящих героев, достойных подражания. Мы ленивы и не любопытны, не изучаем и не знаем историю Головорез Че Гевара стал популярным, потому что у нас нет других примеров для подражания.
Будьте реалистами - требуйте невозможного!
Че Гевара
Революцию творят массы. Они порождают и революционных вождей ― ярких по своим способностям и поведению личностей, как правило отличающихся искренностью, мужеством, беспредельной преданностью делу, которому служат. Хотя Че и считал себя марксистом-ленинцем, пример его жизни ломает рамки доктрин и идеологических систем прошлого. В истории существовало достаточно много идей и проектов куда более оригинальных, чем его, однако они исчезали, и никто о них не вспоминает.
Сила его заключалась не в методологии и не в его идеях, а исключительно в личном примере. При всем его идеализме и романтизме он прекрасно понимал, на что шел. Ни одна теория сама по себе абсолютно ничего не меняет: невозможно что-то понять, если не превзойти свой собственный путь. Что осталось после него, кроме нескольких работ по тактике партизанской войны и политических статей? Остался именно тот живой пример – поиска и стремления к абсолюту, преданности идее до последнего вздоха. Живя в нашей коллективной памяти, Че сделал лучше и нас.
Можно сказать, что Эрнесто Че Гевара не является в наше время только рекламным брендом. Многие люди знают о его великих революционных подвигах и придерживаются его точки зрения. Но мало кто считает, что он символ свободы. Люди со временем стали забывать о его великих подвигах, о его стремлении к свободе, превозмогая боль. Теперь появляются новые кумиры, которых слушает современная молодежь. Но есть все же люди, которые ценят и помнят великого революционера.
Сегодня важно попытаться понять его не только, и не столько в плане знаменитых идей по поводу партизанской войны, и даже не только сохранившей всю свою актуальность мечты о необходимости латиноамериканского единства, сколько в плане его понимания человека и истории. И именно поэтому он принадлежит не только Латинской Америке – а всему человечеству. Надеюсь я заинтересовал некоторую часть молодежи Че Геварой, вследствие чего они начали узнавать об этой непоколебимой личности все больше, тем самым понимая почему он стал символом свободы. Как было сказано ранее, он понимал свободу, как независимость от государства, отсутствие политического гнета и навязывания мнения народу. Однако такой яркий пример тяги к свободе помог побудить молодежь задуматься о том, что для НИХ на самом деле свобода. Надеюсь, что благодаря этому проекту молодежь изменит своё отношение к свободе и будет брать пример с Эрнесто Че Гевары в отстаивании своих интересов.