Dead On Time
Автор: Брайан Мэй
Взрывной энергетики «Let Me Entertain You» как будто бы было недостаточно - Брайан Мэй решает еще раз заставить слушающих «Jazz» потрясти своими длинными волосами. Тут слегка чувствуется влияние Джимми Пейджа, но крен уже идет в сторону хэви-метал, а не хард-рока. Песня вообще очень скоростная, Фредди порой чуть ли не в речитатив скатывается, однако мелодическая линия сохраняется до самого конца и вытекает в мощные раскаты грома.
Кстати, а гром-то настоящий. В один дождливый день в Монтрё Мэй во время особо сильной грозы взял и включил свой портативный магнитофон. Гроза попала на альбом – за что группа и поблагодарила высшие силы на обратной стороне обложки. Так что всё по честному, никаких тебе студийных наворотов.
In Only Seven Days
Автор: Джон Дикон
«Jazz» - это настоящий подарок любителям сентиментальных песен Queen. Восхитительное интро предваряет одну из красивейших мелодий Джона Дикона. Не без влияния The Beatles, но куда ж без них, родимых? Да, песня проста до невозможности. Даже удивительно, что в такой простоте цепляет? Но при первых же аккордах появляется грустная улыбка на губах и понимаешь, что здесь есть нечто большее, чем перечисление дней недели. Сама эта мелодия, которая рисует в воображении последние теплые деньки и воспоминания о приятно проведенном отпуске, совсем не так наивна, как может показаться сначала. Да, тема песни проста, в чем-то даже банальна. Но слушая её чувствуешь себя в какой-то грустной сентябрьской сказке. Эдакая светлая и добрая печаль после очередного приступа робости. Браво, Дикон! Одна из лучших твоих песен. Скрытый алмаз в сокровищнице Queen.
Dreamers Ball
Автор: Брайан Мэй
В отличие от предыдущего номера здесь чувствуется изрядная доля иронии. Это посвящение Элвису Пресли, который скончался годом ранее и в то же время стилизация под его ранние песни вроде «Heartbreak Hotel». Как известно, все участники Queen были его горячими поклонниками и зачастую играли его песни на концертах. Что же до «Dreamers Ball», то это еще одна чудесная композиция, только улыбка в ней не грустная, а удивленная и нарочитая, практически театральная. Мол, как же это так, был твоим фаворитом, а ты нашла другого партнера. Ну ни хрена себе! Мэй опять блистает, заменяя своей гитарой целый оркестр, в то время как Фредди пребывает явно не в студии, а где в своих мечтах, где одинокие романтики завуалировано жалеют себя и ропщут на судьбу.
Однажды приснился мне сон, будто я в каком-то питерском дворце сижу один-одинёшенек на каком-то балу в огромной женской шляпе. Сижу и грущу. И пою попутно эту песню. А мимо проходят какие-то дамы в платьях восемнадцатого века, какие-то гусары. Каким-то боком даже Пётр Первый там оказался. Оказался я, короче говоря, на самом настоящем Dreamers Ball.
Fun It
Автор: Роджер Тейлор
Флирт Queen с диско, которое постепенно вытесняло с музыкального горизонта всё, что только можно, был неизбежен. И поговорка «первый блин комом» тут абсолютно не канает. Потому что получилось не классно, а охренительно, драйвово, завораживающе и очень-очень сексуально. Сексуальность лезет из всех дыр (молчать, гусары!) этой фанковой песни. Роджер и Фредди, видавшие виды ловеласы, соревнуются, кто же из них самый-самый искусный плейбой. Во всем этом, конечно, есть доля комичности, но «Fun It» действительно заставляет оторвать булки от стула и начать этими самыми булками сексуально покачивать из стороны в сторону. Лирика оставляет желать лучшего, но мне опять же думается, что это стёб. И таки да, «Fun It» несомненно проложила дорогу для «Another One Bites The Dust».
Leaving Home Ain’t Easy
Автор: Брайан Мэй
В этом альбоме сначала блеснул своей меланхолией Меркьюри, затем погрустил Дикон. Ну вот и настал черед Брайана. И если мог быть кто-то в Queen печальнее, чем Фредди в сентиментальных песнях – так это Брайан Мэй, задумывающийся о философских вопросах нашего бытия. Это почти походная песня, которую так и хочется мурлыкать, пока гуляешь по какому-нибудь живописному месту. Я лично так и делал. Как только приходил в свой любимый парк – сразу же ставил «Leaving Home Ain’t Easy» и улетал куда-то в заоблачные края.
На самом же деле композиция повествует о разрыве долгих отношений и об облегчении, которое испытал автор, когда эти отношения прервал. Пишу это и думаю, это что ж за ляля Мэю попалась, что он такую светлую и полную надежды песню написал о разрыве с ней? И всё-таки пессимист Брайан заканчивает песню на печальной ноте следующими словами: «Нелегко покидать дом, но это, возможно, единственный выход».
Don’t Stop Me Now
Автор: Фредди Меркьюри
Тут гитарные выкрутасы Мэя задвинули на задний план. Он играет одно соло в середине и всё. Но какое же это великолепное соло! В остальном здесь царствуют пианино, бас, ударные и задушевный вокал Фредди, который предстает в своем любимом амплуа пофигиста, который хочет от жизни всё и прямо сейчас. Начинается все с мечтательного вступления. И ничто не предвещает урагана страстей, да только вот после подпевок Тейлора вспыхивает пожар, и мы несемся на гедонистических крыльях вместе с мистером Фаренгейтом, который ну ни в какую не хочет останавливаться. В этой песне весь характер Меркьюри – получать всё, прямо сейчас и до конца. И, что самое очаровательное в этой песне, она заканчивается так же загадочно, как и начиналась.
При всем этом к "Don't Stop Me Now" я дышу абсолютно ровно. Она мне нравится, но на этом альбоме у меня куча других фаворитов. Да и клип, честно говоря, серенький. Никогда не любил его, даже в те времена, когда «Greatest Flix» была настольной видеокассетой.
More Of That Jazz
Автор: Роджер Тейлор
Нельзя же не спутать себе все карты прямо в финале, правда? Конечно же нельзя, это же будут не Queen! Пока что Роджер Тейлор лидирует по количеству неудачных песен, всунутых в номерные альбомы группы. Тут вроде и рифф интригующий, который, кстати, сам Роджер и играет, и мелодия вроде неплохая. Но всё это настолько растянуто и настолько бесцельно ходит вокруг да около, что в конце концов теряешь просто интерес к песне. Венчает всю эту растянутую нудятину подборка избранных отрывков из предыдущих песен, что лишний раз подчеркивает серость «More Of That Jazz». Песня вообще производит впечатление какой-то недоделанной демки, а не достойного завершения шедеврального альбома. Что двигало группой, когда они помещали «More Of That Jazz» в конец? Нет, сила предыдущих песен, конечно же, полностью перекрывает сей невразумительный казус, но неприятное послевкусие остается.
Как заметил я, так в западной прессе, при оценке каталога Queen, этот альбом принято в основном ругать за эксплуатацию одних и тех же идей. Мол, не предложили они тут ничего нового, кроме как помпезности, помноженной на пафос и самовлюбленность. Такая критика негативно повлияла на дальнейшее творчество группы, потому что ребята уже на следующем альбоме сделали еще один шаг в сторону максимального упрощения своей музыки.
Хотя куда уже проще? Неужели это та же группа, которая создала «Queen II»?
«Jazz» - удачное завершение карьеры Queen в семидесятых. Альбом разноплановый, мощный и вообще, на нем группа занимается сугубо тем, чем хочет, а не тем, что навязывают критики или мода.
Следующий 1979-ый год группа начала гастролями: три месяца прошли в разъездах по Европе и Японии. Все европейские концерты были записаны для будущего концертного альбома с помощью передвижной студии. Никто из музыкантов особо не горел желанием записывать концертник, однако воротилы из «EMI» настояли на своем, дабы остановить поток пиратских бутлегов. После завершения турне Queen в полном составе отправились в швейцарский городок Монтрё - для того, чтобы там основательно поработать над тем, что в итоге станет «Live Killers». Не хотелось бы, конечно, говорить что-то плохое про первый концертный альбом Queen, но, очевидно, придется. Ибо он слишком уж в неприглядном свете показывает живые выступления группы. Если верить «Live Killers», то получается, что Queen играют вяло, вполсилы и без особого вдохновения. Создается также впечатление, что за микшерским пультом у них на концертах сидел чувак, который не знал какие ручки надо крутить, чтобы получить хороший звук. И чёрт с ним, что посвящение Фредди композиции «Death On Two Legs» бывшему партнеру Джеку Нельсону было заглушено раздражающими звуковыми сигналами во избежание судебных разбирательств. Чёрт с ним, что во время исполнения «Bohemian Rhapsody» группа большее время отсутствовала на сцене, пока играла фонограмма. Проблема в другом - «Live Killers» в общем и целом не отражал того, что на сцене Queen были в то время на голову выше многих активно гастролирующих групп.
Впрочем отзывы публики на первый концертник группы были на удивление благоприятными, однако Роджер Тейлор публично осудил этот альбом и посоветовал поклонникам его не покупать. В итоге «Live Killers» поднялся до 3-го места английского хит-парада сразу после поступления в продажу в июне 1979-го. В том же месяце у Джона родилась дочь Лора, а Queen начали работу над новым студийным альбомом.
Ну а если вернуться к «Jazz», то надо с сожалением признать, что мы в последний раз на долгие годы слышим те самые хоровые партии, ставшие фирменной особенностью группы, и ту самую английскую эксцентричность в музыке. Дальше будет стремление покорить США, синтезаторы, хиты в стиле диско, короткие прически, усы, сильные хиты и слабые альбомы. До определенного момента это действительно будет так.
Что ж, впереди группу ждали неоново-синтезаторные восьмидесятые. Но это уже немного другая история. Которая, впрочем, начинается в июне 1979-го, когда группа начала делать наброски для следующего после «Jazz» студийного альбома.