Найти тему
Записки театралки

Балет Кировского театра. Елена Панкова

Как по-разному складывались и складываются судьбы выпускников Вагановского училища! Придя в театр, они почти всегда попадают в кордебалет, даже самые талантливые. Наверное, это правильно. Только бывает очень обидно за молодых артистов балета, когда у них не появляется даже маленького шанса подняться вверх по служебной лестнице…
Я очень рада за Елену Панкову, которая стала балериной вопреки обстоятельствам.


Елена Панкова, казалось, перетанцевала в театре во всех спектаклях всё -:) Восьмёрки-четвёрки-двойки, не говоря уж о кордебалете. Не помню, когда я стала отмечать для себя эту танцовщицу. Наверное, с тех пор, как она стала танцевать одну из двух Цветочниц в Дон Кихоте. Всё-таки – афишная партия, как ни крути -:) Постепенно я привыкла к тому, что, придя в Кировский театр, увижу её практически в любом балете.

Я не видела Елену на выпускном экзамене, и для меня эта фамилия поначалу ничего не значила. Знакомые балетоманы отмечали Панкову, говоря, что у неё очень хорошая выучка (Панкова выпускалась из класса Л.Сафроновой, ученицы Вагановой). Впрочем, говорили балетоманы и о том, что этой танцовщице «чего-то недостаёт». Наверное, пресловутой харизмы, как теперь говорят -:) «Лицо с мелкими чертами, фигура неплохая, но на «лебедя» не тянет» - вот мнение, которое мне довелось услышать от кого-то из опытных зрителей.

Действительно, мне тоже казалось, что Панковой недостаёт яркости, индивидуальности. Даже её Цветочница была стандартной. Зато в вариациях она стала мне решительно нравиться -:) Прекрасно танцевала Панкова вторую тень в «Баядерке», и её Одалиска (тоже – вторая) в «Корсаре» была хороша.

Панкову отличала хорошая работа стоп, лёгкость заносок и аккуратность туров. По крайней мере, именно эти качества я всегда отмечала, когда видела её танец.

Помню, как я сходила на дебют Панковой в «Дон Кихоте». Пошла лишь потому, что знакомая уговорила – мол, обязательно надо сходить, потому что «у Лены – большое будущее» -:) Будь спектакль на основной сцене, я бы не раздумывала. Но надо было тащиться в ДК им. Горького –(: Зал там неудобный, сцена - тоже -:(  Молодёжи было трудно получить дебют сразу в театре, и они «прокатывали» спектакли «на выезде». Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было не так уж и плохо. Лучше танцевать спектакль под маркой «Кировский балет», пусть и не на главной сцене, чем не танцевать его вообще.

Мои впечатления об этом дебюте не слишком свежи. Помню только, что она очень старалась, и выступила достойно. Было ясно, что танцовщица заслужила станцевать спектакль на основной сцене. И вскоре она его получила, если мне не изменяет память.

Итак, Елена Панкова станцевала балеринскую партию. Казалось, вот сейчас-то и начнётся её продвижение по служебной лестнице -:) Оно и началось, но уж больно медленно –:( Елена продолжала танцевать в четвёрках, двойках и вариациях. И танцевала она хорошо, ничего не скажешь. Но в театре было много балерин, стоявших в очередь, чтобы станцевать «Баядерку», «Спящую красавицу» и «Лебединое озеро», не говоря уж о «Раймонде», которую давали в лучшем случае два-три раза за сезон.

На что могла рассчитывать Панкова? На «Жизель» (ещё один спектакль, дававшийся «на выезде»), на «Шопениану», на па-де-труа в «Лебедином». «Сильфиду» ей не давали, если не ошибаюсь.

«Прорыв» случился в «Корсаре». Когда прошли все премьерные спектакли, Панкову ввели в партию Гюльнары. Именно её записали на видео, которое до сих пор пользуется успехом у зрителей.
Заметили Елену и в Москве, когда Киров-балет гастролировал с тем же «Корсаром». В одной из телепередач «О балете» показали интервью Панковой, в котором она сказала буквально следующую фразу: «Когда я пришла в театр, мне дали понять, что дальше второй линии кордебалета я не продвинусь». Говорила она это с дрожью в голосе –:(

"Корсар". Скриншот из видеозаписи. Али - Ф.Рузиматов, Гюльнара - Е.Панкова
"Корсар". Скриншот из видеозаписи. Али - Ф.Рузиматов, Гюльнара - Е.Панкова


А потом Панкова очень удачно станцевала па-де-сис из «Маркитанки» в паре с Сергеем Вихаревым (это был утренник, и я на нём присутствовала), и, наконец, ей дали дебют в «Спящей красавице». Не хочу показаться занудой, но опять замечу, что «тогда всё было по-другому». «Тогда» - это в конце 80-х – начале 90-х годов. Получить Аврору было ой как трудно! Аврора была «знаковой» партией для ленинградских танцовщиц. Станцевала Аврору – значит, ты действительно сдала экзамен на балерину. Правда, за экзамен можно было получить и «троечку»…

О дебюте Панковой могу судить, только прочитав её давнишнее интервью: Елена танцевала с температурой, и не всё ей удалось так, как она хотела.

В общем, как-то незаметно Панкова стала одной из ведущих танцовщиц в театре. Наверное, по сегодняшней иерархии она занимала бы место первой солистки. К тому же она получила постоянного партнёра: Кирилла Мельникова, который стал её мужем.

Премьеру «Шотландской симфонии» Баланчина доверили именно Панковой. Уже потом спектакль станцевали примы Терехова и Мезенцева.

Когда супружеская пара Панкова-Мельников поехала на индивидуальные гастроли, отказавшись лететь с театром в Японию (вот какие времена наступили! Советские артисты 60-х-70-х годов могли о Японии только мечтать), худрук театра О.М.Виноградов уволил их. Подробности можно прочитать в интервью Елены по
этой ссылке:

Помню интервью балерины, опубликованное в газете «Мариинский театр» (жаль, найти его не могу). Она говорила, что, оказавшись за рубежом, они с Кириллом часто танцевали с другими партнёрами. Аргумент руководства был убийственный: «Вы оба слишком хороши, чтобы танцевать вместе». То есть, каждый из них повышал интерес к спектаклю, если танцевал с партнёром послабее –:)

"Русская". Баварский балет. Фото Н.Круссер
"Русская". Баварский балет. Фото Н.Круссер


Панкова и Мельников сделали на Западе очень хорошую карьеру. Они были ведущими солистами Баварской Оперы. У них есть сын Андрей, который, судя по приведённому выше интервью, артистом балета не стал.

С ученицами Баварской балетной школы. Фото А.Иванова
С ученицами Баварской балетной школы. Фото А.Иванова


С высоты прожитых лет я вижу ситуацию с этими ребятами несколько иначе, чем она виделась мне тогда, в начале 90-х. Да, они оба были достойны танцевать главные партии в классических балетах. Но в таком театре, как Кировский-Мариинский, хороших артистов, достойных главных партий, всегда было много.

То, что они уехали – это, по-моему, для них же лучше. Но в театре стало на одного принца меньше, и это было очень грустно. Театр недосчитался замечательной солистки, и в этом не было ничего хорошего -:(  Но вряд ли Панкова дождалась бы дебюта в "Лебедином озере". И сомневаюсь, что она получила бы партию Никии. А за границей она станцевала всё, что хотела.

Жаль, что уехали они не по собственному желанию, и наверняка испытали огромный стресс. Лично мне их обоих недоставало – это правда…

А вы видели Елену Панкову и Кирилла Мельникова на сцене? Поделитесь впечатлениями!