Найти тему
За Русский Народ

Реформа Косыгина – последний шанс советской экономики

Оглавление

Не так много в истории России успешных экономических реформ без жертв и разрушений. Одна из них – косыгинская.

К началу шестидесятых годов неэффективность социалистической экономики стала очевидна ее капитанам. Как и то, что вести народ от социализма к коммунизму с одной котомкой дальше невозможно, надо поднимать уровень жизни людей. Можно ли что-то изменить, не вводя частную собственность? На этот вопрос попытался ответить Алексей Косыгин, премьер-министр советского правительства.

Как вернуть здравый смысл в экономику?

Что предложил Алексей Николаевич? Прежде всего, вернуть вертикаль экономического управления – отраслевые министерства, которые были лихо отменены Хрущевым.

Во-вторых, ввести понятие рентабельности производства. Не поверите, но до 1965 года главным показателем был план по валу. Найдет ли произведенная продукция потребителей, никого не волновало. Косыгин же предложил учитывать не произведенную, а проданную предприятием продукцию, что заставило думать о ее ассортименте и качестве.

Реформа давала больше самостоятельности предприятиям. За счет полученной прибыли они могли формировать фонды – материального поощрения, жилищного строительства, развития производства. И это в короткие годы изменило облик российских городов. Например, предприятие «Химволокно» из Энгельса Саратовской области построило почти миллион квадратных метров жилья для работников, 12 детских садов, пионерский лагерь. Вот они, «завоевания социализма», о которых принято вспоминать с ностальгией.

Основные мероприятия реформы прошли в период восьмой пятилетки – с 1966 по 1970 годы. И это были самые успешные годы для советской экономики! Но они же показали, что социалистическая экономика – это тупиковый путь.

Реформа обывателей

Какие результаты реформы дают основания для таких выводов? За ту же успешную пятилетку предприятия поняли, как воспользоваться экономическими свободами в своих целях. Уровень зарплат и премий, действительно, повысился, а вот в модернизацию промышленности никто не торопился вкладывать прибыль. Возник дефицит и скрытая инфляция. На эти же годы приходится рост теневой экономики – спрос всегда рождает предложение.

Критики называли косыгинские преобразования реформой обывателей. Впервые за многие годы социалистического аскетизма людям разрешили жить чуть лучше. Но советская экономика не смогла ответить даже на эти скромные запросы.

Последующие пятилетки не смогли повторить успеха «золотой» восьмой. Началась эпоха застоя.

Танками по экономике

Сказались и внешние факторы. «Пражская весна» напугала руководителей СССР – в Чехословакии тоже все началось с экономических уступок, а завершилось ревизией социалистических догм.

Второй фактор, подорвавший интерес к реформам – нефтяной. В конце 60-х годов было открыто Самотлорское нефтяное месторождение, 7-е в мире по запасу «черного золота». Нефтедоллар решал многие проблемы с импортом продовольствия и товаров народного потребления. Достаточно сказать, что за пять лет траты СССР на покупку зерна за рубежом увеличились в пять раз.

И, наконец, основной фактор, вставший на пути реформ, - противостояние верхушки КПСС и генералитета опытным хозяйственникам, которых олицетворял Совет министров при Косыгине. Конфликт на Даманском запустил очередной виток гонки вооружений. А позиция некоторых членов Политбюро ставила под сомнение саму идеологию реформы. Экономика с внутренней конкуренцией, инвестиции в промышленность группы «Б» - легкую и обрабатывающую - не нашли поддержки у руководства партии. «Какая реформа? Надо просто работать лучше», - говорил Брежнев.

Идеология очередной раз победила экономику. Советский Союз не дал своего Дэн Сяопина. И тем подписал себе смертный приговор.

Впрочем, автор реформ – Алексей Николаевич Косыгин – один из немногих руководителей советского государства, к которому в народе сохранилось уважительное отношение. Он сделал все, что мог.